История возникновения органов предварительного следствия на территории Беларуси

Краткая история белорусского предварительного следствия в фактах
Начало: обычное право
В первых исторических памятниках права государств-княжеств, существовавших на территории современной Республики Беларусь, какие-либо указания на отдельный специализированный следственный аппарат отсутствуют.

До середины ХV в. уголовные, судебно-процессуальные и другие отношения регулировались преимущественно обычным правом, которое складывалось из общественных отношений, одобренных и утвержденных общественными и государственными органами. По причине отсутствия централизации властных органов оно было разрозненным для отдельных земель и городов.

Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм.

Правовой обычай — исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм.

За уголовные правонарушения предусматривался княжий суд — суд, осуществлявшийся представителем князя. Согласно летописям, приглашённые на княжение варяги (в 862 году по летописной хронологии) были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного права. Это ограничение ставило князя в зависимость от местного общества.

Одни из первых записей обычного права были сделаны в грамотах и договорах городов Смоленска, Витебска и Полоцка с Ригой и Готским берегом 1229 г. Закрепленные в них правовые нормы базировались на обычном праве населения этих земель и обеспечивали устойчивые отношения между купцами на основе взаимности и равноправия.

Страница из древнейшего Синодального списка Русской Правды (Пространная редакция), конец XIII в.
Один из самых известных сборников правовых обычаев

Фото: commons.wikimedia.org
Писаное право
Первыми областные привилеи получили Полоцкая и Витебская земли в период между 1392—1399 годами
В дальнейшем развитие права определялось постепенным переходом от обычного права к писаному, в котором нормы обычного права приобрели форму закона в виде многочисленных грамот, договоров, листов, привилеев, статутов и других правовых актов.

Вскоре писаное право стало основным, однако на первоначальном этапе писаное право не заменяло обычное право, а действовало наряду с ним, дополняя его или изменяя отдельные нормы.

Первые попытки систематизации права были сделаны в отношении отдельных земель. Это были Полоцкие и Витебские привилеи, которые в последующем были усовершенствованы, что положительно сказалось на развитии форм предварительного расследования, особенно его процессуальных основ.

Судебник Казимира
Результатом дальнейшей работы по систематизации общеземского законодательства, проводимого уже в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском, было утверждение Виленским сеймом изданного 29 февраля 1468 г. Судебника Казимира, или как его еще называют «Судебник 1468 года».

Положения «Судебника» хотя и устанавливали правовые основания уголовной ответственности, однако не устраняли основных противоречий в организации судебного (предварительного) расследования, которое осуществлялось судьями, зачастую совмещавшими и административные должности.
Прогрессивные положения Судебника Казимира
Нормы Судебника регулировали в основном уголовно-правовые отношения: документ условно разделен на 25 статей, 16 из которых относятся к краже. В то же время ему были присущи и прогрессивные по своему времени положения.

1. Преступление определялось как противоправное деяние.
Если по положениям Русской правды преступление рассматривалось как причинение вреда физическому лицу, то в Судебнике 1468 г. оно определялось как нарушение закона.

2. Устанавливалась индивидуальная ответственность за преступление.
Согласно положениям Судебника, жена и дети преступника не наказывались, если они не знали о преступлении и не пользовались краденым.

3. Определен возраст уголовной ответственности (с 7 лет)
Если семья преступника не могла заплатить штраф или компенсировать урон, в рабство отдавались жена и дети старше 7 лет, дети младше этого возраста освобождались от уголовной ответственности.

4. Введен принцип аналогии закона.
В Судебнике впервые предусматривалось наказание за утаивание находки, что приравнивалось к краже.

5. Цель наказания – устрашение, а не компенсация как в обычном праве.
В Судебнике впервые получила законодательное закрепление идея наказания, как «устрашение», как одна из основных идей наказания в феодальном праве.

6. Отказ от выкупа смертного приговора.
Запрещалась норма обычного права, согласно которой, преступник, приговоренный к смертной казни, мог откупиться или его могли передать в рабство потерпевшему и его родственникам.

Статуты Великого Княжества Литовского
Следующим значимым событием в развитии права ВКЛ и правовых основ предварительного расследования является разработка и принятие Статутов 1529, 1566, 1588 гг.

Статуты Великого княжества Литовского значительно отличались от крупных нормативных актов XIV-XV вв. как широтой охвата урегулированных правом общественных отношений, так и юридической техникой (они были разделены на главы, статьи, которые имеют названия). В них нашли свое отражение различные отрасли права: государственное (конституционное), гражданское, брачно-семейное, уголовное, процессуальное и другие.

Статутами нормативно урегулировано разделение судопроизводства на две формы: состязательную (суд) и следственную (проведение следствия и розыск).

Розыскной процесс характеризовался совмещением функций суда, следствия, обвинения и защиты. Один и тот же орган производил расследование по делу, собирал доказательства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, решал вопрос о его виновности.


Статут Великого княжества Литовского 1588 года
Статут ВКЛ 1529 г. по своему содержанию был первым в Европе систематизированным сводом правовых норм различных отраслей права.
Статут 1529 г. по своему содержанию был первым в Европе систематизированным сводом правовых норм различных отраслей права.

Нормы уголовного права в Статуте 1529 г. нашли свое отражение и в основном содержатся в разделах ХI-XIII.

Происходящие в середине ХVI в. в ВКЛ экономические и политические преобразования вызвали необходимость внесения изменений в законодательство.

Для подготовки проекта второго Статута в 1551 г. была создана специальная комиссия из 10 человек, которая на протяжении 10 лет осуществляла подготовку проекта. После доработок проект второго Статута был одобрен на Бельском сойме 1564 г. и предполагалось ввести его в действие с 11 ноября 1564 г., однако по политическим мотивам лишь 1 марта 1566 г. он был введен в действие.

Одной из основных новелл Статута 1566 г. было наделение отдельных должностных лиц судов и административного аппарата следственными функциями.

Статуты ВКЛ предусматривали привлечение к ответственности за совершенные преступления на основе предусмотренных законом доказательств, которые устанавливались с помощью показаний свидетелей и потерпевших, а среди письменных доказательств особое значение отводилось выпискам из судебных книг.

Право производить такие выписки – «реляции» было предоставлено возному – должностному лицу в судах ВКЛ, который назначался воеводой из местных шляхтичей и считался вступившим в должность после принятия присяги и записи его имени в актовых книгах.

Возный в поветовых судах являлся одновременно судебным следователем, приставом и исполнителем. На него возлагались обязанности по проведению предварительного расследования, в т.ч. определению размера причиненного вреда (шкоды), обеспечение сохранности вещественных доказательств, вручение судебных повесток (позвы), задержание с поличным и доставление в суд, свидетельствование следов преступления и многое другое.

Обязанности ввозного по проведению предварительного расследования нормативно закреплены в артикуле (статье) 6 раздела ХI Статута 1566 г.
Возный в литературе:

"Вось я, Пратазы Бальтазар Брахальскі,
Імён двух, генерал калісьці трыбунальскі,
Па-просту - Возны, тут выказваю сцвярджэнне,
У сведкі беручы ўсё гэта акружэнне
І заклікаючы на следства Асасора,
Бо на законах і правах мая апора,
У справах шанаванага Суддзі Сапліцы
З прычын інкурсіі - наезду на граніцы
I ў замку гвалту: праўна ім Суддзя ўладае,
А доказ вось: у замку ён за стол сядае".

Адам Міцкевіч, "Пан Тадэвуш"


Фото: иллюстрация к поэме Адама Мицкевича «Пан Тадеуш» - возный зачитывает объявление
Второй Статут Великого княжества Литовского действовал с 1 марта 1566 по 1588 г.

Процессуальные права должностных лиц ВКЛ, проводивших предварительное расследование, были значительно расширены в третьем по счету Статуте ВКЛ – Статуте 1588 г.

Содержащиеся в Статуте 1588 г. нормы определяли, что по некоторым уголовным делам должностные лица должны были возбуждать обвинение и проводить предварительное следствие, не ожидая заявления от потерпевшего или заинтересованных лиц.

Несмотря на жестокость уголовных наказаний Статута ВКЛ 1588 года, следует обратить внимание на то, в сравнении с правом других европейских государств того времени оно было более гуманным.
Идеи гуманизма выявились в неприменении смертной казни к беременным женщинам, неприменении уголовного преследования к лицам, не достигшим 16 лет, более суровыми наказаниями за преступления против женщин, в установлении уголовной ответственности шляхты за убийство простого человека и сравнительно небольших сроков тюремного заключения.
Регламентация предварительного расследования в Статуте 1588 г. дана в основном в артикулах (статьях) 61-67 раздела XI-го.

Лицо, осуществлявшее в те времена предварительное расследование уголовных правонарушений, именовалось в Статуте 1588 г. «шкрутатаром», а само предварительное расследование преступлений – «шкрытыніумом». Смысл указанных терминов современные белорусские исследователи Статутов толкуют как «следователь» и «предварительное расследование», «осмотр», «исследование».

Артикул (статья) 62 раздела XI-го Статута 1588 г. предметно определил перечень должностных лиц, правомочных проводить предварительное расследование:
  • староста (должностное лицо, руководившее отдельным округом воеводства (земли);
  • заместитель старосты;
  • наместник великого князя (представитель верховной власти в центрах воеводств, земель либо больших округов);
  • должностные лица суда.
Однако в случае отсутствия указанных лиц следственные действия могли производить нижестоящие чины аппарата управления и суда: писари суда, врядники (урядники), возные.

Относительно правового статуса последнего исследователи сходятся во мнении, что данное должностное лицо имело правомочия и функции, схожие с современными следователями (дознавателями), кем по сути и являлось.
Нормы Статута ВКЛ 1588 г. (принятого в 1589 г.) применялись на территории земель нашей страны даже после их входа в состав Российской империи после трех разделов Речи Посполитой (в 1772, 1793 и 1795 гг.) и действовали свыше 250 лет. В Витебской и Могилевской губерниях Российской империи Статут 1588 г. отменили лишь в 1831 г., а в Виленской, Минской и Гродненской губерниях – в 1840 г.
Российская империя, реформа 1860 года
После вхождения в состав Российской империи на наши земли были распространены нормы права, действовавшие в этом государстве.

В это время в Российской империи расследование преступлений осуществлялось неспециализированными судебными и административными органами – Главной полицмейстерской канцелярией, Сыскным приказом, нижними земскими судами и основанными в 1782 г. управами благочиния. Специализированных органов следствия, функционировавших на постоянной основе, не имелось.

Однако эта административная модель следственного аппарата имела существенные недостатки – не могла эффективно противостоять коррупционной преступности.

В связи с этим судебной реформой 1860 г., наряду с проводимыми мероприятиями по реорганизации органов полиции и сокращении ее компетенции, были разработаны новые формы организации предварительного следствия, отличные от административной модели. В итоге в 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей.

Нормативную основу следственной реформы образовал комплекс законодательных актов, утвержденных императором 8 июля 1860 г.: «Учреждение судебных следователей»; «Наказ судебным следователям»; «Наказ полиции о производстве дознания».

В названных актах были впервые детально регламентированы статус и полномочия судебного следователя, порядок его взаимодействия с прокуратурой, судом и иными участниками уголовного судопроизводства.

В «Наказе судебным следователям» подробно регулировалась процессуальная деятельность следователя с момента возбуждения уголовного дела и до передачи его в суд.

В развитие продолжающихся реформ постоянно действующий Следственный аппарат был создан Судебными уставами 1864 г. и существовал при судах.

В книге первой Судебных уставов «Общее учреждение судебных учреждений» указано, что «для производства следствия по делам о преступлениях и проступках» при судах «состоят Судебные Следователи», которые «назначаются Высочайшую властью, по представлениям Министра Юстиции» на основании представления «общего собрания Суда при участии Прокурора», и увольнение их с должности зависело «от той власти, коею они определены к должностям».

Список судебных следователей в Минской губернии в 1861 г.
Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением, так называемой судебной модели организации следственного аппарата. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах.

Проводимые реформы дали положительный результат, о чем свидетельствует и тот факт, что в середине 1860-х гг. Министерству юстиции удалось укомплектовать органы следствия юридически подготовленными сотрудниками – дипломированными юристами до 51,4% наличного состава, а среди следователей Санкт-Петербургского и Московского окружных судов число лиц с высшим юридическим образованием составило 87,5%.
В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г.
Знаете ли Вы?

Выдающийся поэт, общественный деятель второй половины 19 века, роль которого в белорусской истории и культуре сложно переоценить, Франтишек Богушевич посвятил значительную часть своей жизни профессии следователя.

Именно судебным следователем, которые появились после реформы 1860 года, работал один из основателей современной белорусской литературы, именем которого в Гродно названа улица, а в Минске - площадь, а скоро появится и одноименная станция метро.

Начал он свою карьеру в данной должности в 1869 году в Кролевецком уезде Черниговской губернии, в 1871 году был переведен в Вологодскую губернию. В 1872 году возвращается в Черниговскую губернию, с 1874 по 1884 работал следователем в Конотопе, городе ныне расположенном в Сумской области Украины. В 1884 году вернулся на Родину, Виленщину, где стал адвокатом окружного суда, тем самым завершив "следственный" этап в своей жизни.

Во многих своих произведениях Богушевич затрагивал профессиональную деятельность. Например, в поэме "Кепска будзе" есть такие строки:

"Заўтра зрання,
Якраз у дзень Звеставання,
Клічуць меня да дапросу
(Задаваць-то ўжо чосу!).
Той судзебнік маладезнькі,
Такі быстры, хоць маленькі,
Ўсё пытаецца ды піша
І нагой усё калыша.
Як спытаўся мяне, хто я?
Я і спомніў сабе тое,
Як вучыў там той з астрога:
"Знаць не знаю я нічога".

Франтишек Богушевич
Советский период: упразднение института судебных следователей, разработка новой системы предварительного расследования
На основании Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен, а все уголовные дела и производства переданы во вновь организуемые при Советах следственные комиссии.

Данный Декрет установил следующий порядок: «Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично». Но в соответствии со статьей 8 этого Декрета при Советах были образованы особые следственные комиссии для производства коллегиального предварительного следствия по делам о контрреволюционных преступлениях, подлежащих ведению
рабоче-крестьянских революционных трибуналов.

Впоследствии Декретами о суде от 7 марта 1918 г. № 2 и
от 20 июля 1918 г. № 3 созданы следственные комиссии Окружных судов, которые производили предварительное следствие по делам о посягательствах на человеческую жизнь, тяжких телесных повреждениях и увечьях, изнасиловании, разбойных нападениях, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, а также по наиболее сложным делам, подсудным уездному суду.

Третий Всероссийский съезд деятелей советской юстиции в июне 1920 г. принял решение о целесообразности образования самостоятельного аппарата предварительного следствия, сохранении за ним руководящей роли при расследовании преступлений, замене следственных комиссий единоличными следователями.

Появление первых Уголовно-процессуальных кодексов
21 октября 1920 г. Всероссийский центральный исполнительный комитет Положением о народном суде Российской Советской Федеративной Социалистической Республики ввел должности народных следователей, избираемых губернскими исполкомами советов и состоящих при советах народных судей, а также следователей по важнейшим делам при губернских отделах и наркомате юстиции.

Постановлением третьей сессии ВЦИК от 25 мая 1922 г. был утвержден первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, действие которого в июне 1922 г. Центральным исполнительным комитетом было распространено и на территории БССР.

Он не дал перечень органов, осуществляющих предварительное следствие, но в статье 23 УПК РСФСР разъяснялось, что под словом «следователь» понимаются народные следователи, старшие следователи, состоящие при губернских судах, следователи по важнейшим делам при Народном комиссариате юстиции и Верховном суде и следователи военных трибуналов. Должности следователей в уголовном розыске упразднялись – первый следственный аппарат органов внутренних дел был ликвидирован.

Положение о судоустройстве в Социалистической Советской Республики Белоруссии от 30 марта 1923 г. предусмотрело две категории следователей: 1) народные следователи при следственных участках; 2) народные следователи при отделе прокуратуры наркомата юстиции. Образование следственных участков и назначение народных следователей на должность производилось Высшим Судом Республики. Однако следователи по важнейшим делам назначались, перемещались и отстранялись отделом прокуратуры Наркомата юстиции.

Второй по счету УПК РСФСР (1923 г.), действие которого также было распространено на Беларусь, в организацию следственного аппарата не внес существенных изменений, как и утвержденный ЦИК БССР первый УПК Беларуси, введенный в действие с 15 апреля 1923 г.

В статье 23 УПК БССР разъяснялось, что под словом «следователь» разумеются участковые следователи, старшие следователи при окружных прокурорах и следователи по важнейшим делам при Народном комиссариате Юстиции.
Таким образом, сформировалась правовая основа института предварительного расследования, хотя окончательно организационные формы следственного аппарата и органов дознания не определились.

Эволюция системы органов предварительного расследования в годы СССР
Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик от 1924 г. установили, что «органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик» но вопросов ведомственной принадлежности следователей Основы также не затрагивали.

В дальнейшем с 1924 г. происходит централизация следственного аппарата в системе органов прокуратуры с одновременным существенным расширением подследственности и полномочий органов дознания.

Так, в положении о судоустройстве БССР, утвержденном 15 июля 1924 г., предусматривалось, что уездные (районные) народные следователи, находившиеся до этого при судах, передаются в ведение прокуратуры, а их назначение, перемещение, увольнение производится «Прокурором Республики».

20 июня 1933 г. постановлением ЦИК и Совета Народных Комисаров СССР была учреждена Прокуратура СССР как самостоятельный орган, независимый от Наркомюста и Верховного Суда СССР. В этом же году было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, согласно которому вводились должности следователей по важнейшим делам.

Формально следственный аппарат стал единым (не считая следственных аппаратов органов государственной безопасности), что сказалось на перегрузке следователей прокуратуры и невозможности ими обеспечить расследование всех уголовных дел. В итоге прокурорами производство предварительного расследования по большинству уголовных дел поручалось сотрудникам милиции.

Для их расследования в 40-е годы в органах милиции ведомственными приказами были созданы следственные аппараты, которые находились в подчинении следственного отдела Главного управления милиции МВД СССР.

К середине 60-х гг. XX в. в БССР сложилось три самостоятельных следственных аппарата: в прокуратуре, в органах внутренних дел и органах государственной безопасности
На протяжении 1957-1960 гг. в СССР проводилась разработка законопроектов о судоустройстве, нового Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов.

Основы уголовного судопроизводства СССР, принятые 25 декабря 1958 г., наделили правом производства предварительного следствия лишь следователей органов прокуратуры и госбезопасности, в итоге следственный аппарат милиции был ликвидирован.

Однако попытка обеспечить производство предварительного следствия только этими силами не удалась, что стало основным аргументом дальнейшего реформирования предварительного расследования.

В ходе дальнейших реформ для укрепления законности Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. № 1237-VI
«О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка» в органах охраны общественного порядка (в то время так назывались органы внутренних дел) был создан свой следственный аппарат.
Фото: Сотрудники Следственного управления МВД БССР (1980-е годы)
В ведение следственного аппарата органов охраны общественного порядка передавалась значительная часть преступлений, расследование которых ранее относилось к компетенции прокуратуры.

Таким образом, к середине 60-х гг. XX в. в БССР сложилось три самостоятельных следственных аппарата: в прокуратуре, в органах внутренних дел и органах государственной безопасности. В 1998 г., уже в независимой Беларуси, к ним добавился еще следственный аппарат органов финансовых расследований.

Такая модель организации расследования преступлений просуществовала до 2012 г.¸ когда начал свою работу Следственный комитет Республики Беларусь как самостоятельный правоохранительный орган.
Распад СССР. Предпосылки и попытки создания единого органа предварительного следствия
На протяжении многих лет в ходе проводимых реформ органов предварительного расследования, начиная с советского периода, неоднократно прорабатывались инициативы по созданию единого такого органа, как в качестве самостоятельной структуры, так и при Министерстве юстиции или ином государственном органе. По различным причинам они не были реализованы.

После распада СССР и образования самостоятельных суверенных государств, попытки образования единого органа предварительного расследования стали обретать реальность.

В Республике Беларусь предложение о создании Следственного комитета в качестве единственного органа предварительного расследования содержалось еще в Концепции судебно-правовой реформы, принятой белорусским парламентом в 1992 г.

Впервые в Беларуси в качестве самостоятельной структуры следственный орган – Следственный комитет – был образован в 1999 году при Министерстве внутренних дел. Руководители его подразделений на местах были независимы от начальников территориальных органов внутренних дел, следователи более самостоятельны и нацелены на осуществление своих непосредственных функций. Однако в 2003 году следственные подразделения были вновь подчинены начальникам органов внутренних дел.

Современность: Следственный комитет Беларуси - уникальная структура, не имеющая аналогов в мире
Современный период становления предварительного следствия начал свой отсчет с 2 августа 2011 г., когда на проведенном под руководством Главы государства совещании по вопросу совершенствования системы органов предварительного расследования было принято решение об организации Следственного комитета Республики Беларусь, который был создан Указом Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 12 сентября 2011 г. № 409.

В Республике Беларусь в поисках более эффективного решения в организации расследования преступлений была предложена более совершенная модель государственных органов по организации предварительного следствия.

До создания Следственного комитета предварительное расследование в Республике Беларусь производилось следователями и дознавателями органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований, следователями прокуратуры, дознавателями органов пограничной службы и Государственного таможенного комитета, входящих в структуру соответствующих ведомств.

Следственный комитет представляет собой единую и централизованную систему государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства.

Новый следственный аппарат республики, созданный как отдельный правоохранительный орган, уникален и не имеет аналогов. Наиболее близкий к нему по структуре Следственный комитет Российской Федерации, однако, там не до конца не завершена работа по централизации следственных органов. Параллельно с самостоятельным с 2010 г. Следственным комитетом в Российской Федерации следственные аппараты сохранились в МВД, Госнаркоконтроле и ФСБ. Основную следственную нагрузку, как и прежде, там несут следственные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Нет аналогов Следственному комитету и в других государствах. В большинстве западных государств в основу построения системы органов предварительного расследования положен принцип децентрализации.

Список источников
  1. Кузнецов, И. Н. История государства и права Беларуси : учебно-справочное пособие. – Минск, 2006. – 142 с. – С.9.
  2. Доўнар, Т. I. Статут Вялікага княства Літоўскага // Т. I. Доўнар, У. М. Сатолін, Я. А. Юхо; рэдкал. Т. I. Доўнар [і інш.], Мінск : Тэсей, 2003. – 352 с.
  3. Доўнар, Т. І. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі , Мінск : Амалфея, 2007. – 400 с.
  4. Кузнецов, И. Н. История государства и права Беларуси : пособие для студентов высших учебных заведений / И. Н. Кузнецов, В. А. Шелкопляс. – Минск : Тесей, 2004. – 420 с.
  5. Маслыка Г. Возны // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. – Минск : БелЭн, 2005. – Т. 1 : Абаленскі – Кадэнцыя. – 684 с.
  6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : https://ru.wikisource.org/wiki/ ЭСБЕ/Возный /. – Дата доступа : 12.05.2016.
  7. Яблоков, Н.П. Криминалистика : учебник для вузов / Н. П. Яблоков. – Москва : НОРМА-ИНФРАМ, 2000. – 384 с.
  8. Статут Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : https://drive.google.com/drive/folders/0B_C5W9UJ5U.... – Дата доступа : 07.02.2017.
  9. Доўнар, Ю. П. Узнікненне інстытута судовых следчых ў працесе судовай рэформы ХIV ст. на Беларусі // Прававыя акты : сацыяльная абумоўленасць, якасць, прымяненне і ўдасканаленне : – Міжвуз. навук.-практ. канф. 28 сакавіка 2002 г. – Мінск : НО ООО «БІП-С», 2002. – С. 8-9.
  10. Об основании следственной канцелярии М.И. Волконского : Именной указ от 25 июля 1713 г. // [Электронный ресурс]. – 201.6 – Режим доступа : – http://sledcom.ru/sk_russia/calendar/. – Дата доступа : 11.12.2016.
  11. Серов, Д. О. Следствие при Петре I : Образование «майорских» канцелярий и зарождение стадии предварительного расследования / Д. О. Серов, А. В. Федоров // Российский следователь. – 2015. – № 4. – С. 53-56.
  12. Серов, Д. О. Следствие при Петре I : «майорские» следственные канцелярии / Д. О. Серов, А. В. Федоров // Российский следователь. – 2015. – № 5. – С. 51-56.
  13. Серов, Д. О. Следствие при Петре I : следственная канцелярия генерал-прокуратуры и Розыскная контора Вышнего суда / Д. О. Серов, А. В. Федоров // Российский следователь. – 2015. – № 7. – С. 52-56.
  14. Серов, Д. О. Следствие от Екатерины I до Екатерины II / Д. О. Серов, А. В. Федоров // Российский следователь. – 2015. – № 8. – С. 51-55.
  15. Серов, Д. О. Следствие от Александра I до Александра II (1801-1860 гг.) / Д. О. Серов, А. В. Федоров // Российский следователь. – 2015. – № 11. – С. 54-59.
  16. Серов, Д. О. Следствие при Александре II : Следственная реформа 1860 г. / Д. О. Серов, А. В. Федоров // Российский следователь. – 2015. – № 12. – С. 52-56.
  17. Серов, Д. О. Следствие при Александра II : следователи и судебная реформа 1864 г. / Д. О. Серов, А. В. Федоров // Российский следователь. – 2015. – № 13. – С. 52-55.
  18. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 24 нояб. 1917 г., № 1 // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : http:www.consultant.ru/. – Дата доступа : 23.01.2017.
  19. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР 3 февр. 1918 г., № 2 // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : http://rusarchives.ru/projects/statehood/08-19-dek.... – Дата доступа : 07.02.2017.
  20. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 июля 1918 г., № 3 // [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : http://rusarchives.ru/projects/statehood/08-20-dek.... – Дата доступа : 07.02.2017.
  21. Белозеров, Ю. Н. Дознание в органах милиции и его проблемы / Ю. Н. Белозеров, В. Е. Чугунов, А. А. Чувилев, – Москва : Юридическая литература, 1972. – С. 12.
  22. Вишневский, А. Ф. Очерки истории государства и права Республики Беларусь (1917-1995 г.). – Минск, 1995. – С. 62.
  23. Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР [Электронный ресурс] : 25 мая 1922 г. // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Режим доступа : – http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pravovye-ak.... – Дата доступа : 15.12.2016.
  24. Уголовно-процессуальный Кодекс БССР [Электронный ресурс] : 23 марта 1923 г. // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Режим доступа : – http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pravovye-ak.... – Дата доступа : 17.12.2016.
  25. Басецкий, И. И. История становления и развития предварительного следствия «По закону и совести» / И. И. Басецкий. – Минск : ЗАО «Бонем», 2003. – С. 30.
  26. О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка [Электронный ресурс] : Указ Презид. ВС СССР, 6 апр. 1963 г., № 1237-VI // КонсультантПлюс. Россия. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d...;base=ESU;n= 41914#0/. – Дата доступа : 18.12.2016.
  27. О Следственном комитете Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г., № 403-З. в ред. Закона от 23.08.2016 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 2016. – Режим доступа : http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H112004.../. – Дата доступа : 11.12.2016.
  28. Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 12 сент. 2011 г., № 409 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 104. – 1/12845.
  29. Вопросы Следственного комитета Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 10 нояб. 2011 г., № 518 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 128. – 1/13068.
  30. О Следственном комитете Российской Федерации : Федеральный закон, 28 дек. 2010 г., № 403-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 1, ст. 15.
  31. Княжеский суд [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 100427217, сохранённая в 07:45 UTC 15 июня 2019 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2019. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/?oldid=100427217.
  32. Правовой обычай [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 100311635, сохранённая в 11:59 UTC 9 июня 2019 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2019. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/?oldid=100311635.
  33. Капіца, П. А. Следчы - малавядомыя старонкі прафесійнай дзейнасці выдатнага паэта: Францішак Багушэвіч / П. А. Капіца // Предварительное расследование. – 2018. – № 1. – С. 72-75.

Made on
Tilda