"Берегите детей!" Травмирование и гибель детей в результате ДТП: примеры и статистика

15.07.2015
Сегодня мы вновь поговорим о безопасности детей и обратим особое внимание на случаи их травмирования в результате дорожно-транспортных происшествий. Тема эта злободневная, особенно учитывая летние каникулы.  

Как отмечают следователи, среди преступлений, совершенных по неосторожности в отношении детей, основное количество составляют именно нарушения правил дорожного движения, повлекшие причинение телесных повреждений либо смерть ребенка. Более 80% всех травм, получаемых детьми, – это травмы на дорогах при различных обстоятельствах: при перевозке детей в качестве пассажиров транспортных средств, когда дети являются пешеходами или управляют велосипедами.

Для начала обратимся к статистике:

 
 
Представленные в инфографике сведения наглядно демонстрируют тот факт, что с 2012 года количество уголовных дел по фактам дорожно-транспортных происшествий, связанных с травмированием детей, находится примерно на одном уровне. О том, насколько показательны цифры первого полугодия 2015 года, пока говорить рано – показатели предыдущих полугодий нередко так же существенно отличались. Немаловажно отметить, что стремление упредить и не допустить трагедий с детьми на дорогах – задача общая: как правоохранительных органов страны, так и каждого отдельно взятого человека.

Следствие констатирует, что основными видами дорожно-транспортных происшествий, в которых получают телесные повреждения и гибнут дети, являются следующие: 

  • наезды на малолетних участников дорожного движения на дворовой территории ввиду внезапного появления детей на проезжих частях из-за припаркованных автомобилей (это характерно для крупных городов); 
  • наезды на детей, пересекающих проезжую часть в неустановленных местах; 
  • наезды на детей, движущихся по нерегулируемому пешеходному переходу либо на запрещающий сигнал светофора.
Во всех этих случаях дети являются пешеходами. 
  •  столкновения транспортных средств, в которых в качестве пассажиров находились дети. 

Травмирование либо гибель в подобных происшествиях происходит в том числе и по причине того, что малолетние не были пристегнуты ремнями безопасности либо для их перевозки не использовались детские удерживающие устройства.

Типичным примером дорожно-транспортного происшествия с наездом на ребенка на дворовой территории является трагедия, произошедшая на ул. Розы Люксембург в г. Минске, где под колеса автомобиля попала 3-летняя девочка. Несмотря на наличие на проезжей части припаркованных автомобилей, не позволяющих контролировать дорожную обстановку, водитель скорость движения до безопасной не снизил, в результате ребенок появился на дороге, где на девочку был совершен наезд. Усугубило ситуацию превышение допустимой скорости – 24 км/ч вместо положенных 20 км/ч.

Большую сложность с точки зрения прогнозирования ситуации представляют собой случаи наездов на детей, пересекающих проезжую часть в неустановленных местах. Водители не ожидают появления опасности, и это усугубляет положение. Бывает, ребенка в силу невысокого роста просто не видно из-за стоящих на обочине автомобилей. И зачастую лица, управляющие транспортными средствами, попросту не успевают адекватно среагировать на ситуацию. Трагическим примером является дорожно-транспортное происшествие, имевшее место в марте текущего года в Бресте. 8-летний школьник вышел из автобуса на остановке, напротив которой находилась дорожка к его дому. Ребенок не стал идти пару десятков «лишних» метров до нерегулируемого пешеходного перехода и переходил дорогу напрямик с остановки. Трезвый водитель Audi A6 не был готов к такому повороту событий – в результате наезда мальчик скончался на месте. И здесь было бы справедливым отметить и тот факт, что наверняка не только этот мальчик переходил дорогу, не утруждая себя прогулкой до пешеходного перехода. Скорее всего таким же образом поступали и другие, в том числе взрослые, что только подчеркивает необходимость в таких вопросах начинать с себя.

Но и в номинально безопасных для пешеходов местах нередки происшествия. В июле 2014 года 9-летняя девочка переходила дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу на трассе Р23 Минск-Микашевичи. Несмотря на то, что водитель видел девочку и должен был пропустить пешехода, он не принял должных мер по снижению скорости, что привело к трагедии. Похожий случай был в ноябре того же года в Лиде, где погибла 9-летняя девочка, переходившая дорогу по обозначенному дорожными знаками и разметкой нерегулируемому пешеходному переходу. И вновь главной причиной стала проявленная водителем невнимательность.

Особое внимание родителей и лиц, ответственных за безопасность детей, хотелось бы обратить на недопустимость игнорирования использования детских удерживающих устройств. Несоблюдение этого правила в январе текущего года привело к гибели пятимесячного ребенка. Водитель «Renault Laguna», 1990 года рождения, двигаясь по 28-му километру автодороги М-2 «Минск-Национальный аэропорт Минск», не справился с управлением, выехал за пределы проезжей части на разделительную полосу и совершил столкновение с осветительной мачтой. Как установили следователи, причиной дорожно-транспортного происшествия стала небезопасная скорость движения, выбранная при опережении попутно движущегося транспортного средства, что в сложившихся условиях привело к заносу и выезду за пределы проезжей части. Но главное то, что результате погиб ребенок, находившийся на руках у женщины на заднем сиденье. Случай этот, к сожалению, не является единичным. Буквально вчера в Лунинецком районе автомобиль Audi A8 под управлением 30-летней женщины съехал в кювет и врезался в дерево. В числе пострадавших двое детей двух и восьми лет, которые перевозились без удерживающих устройств.

Оба приведенных примера объединяет тот факт, что водителями, которыми чаще всего являются родители либо родственники, в данных ситуациях не были приняты должные меры по обеспечению безопасности детей.

Справочно: с января 2015 года, согласно изменениям, внесенным в п. 178 Правил дорожного движения, перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:

детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, - в возрасте до пяти лет;

детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, - в возрасте от пяти до двенадцати лет.

Важно отметить и то, что в большинстве случаев дорожно-транспортных происшествий с детьми водители автотранспортных средств были трезвыми, что подтверждает статистика. Объективные факторы, которые могли мешать адекватно оценить сложившуюся на дороге обстановку, отсутствовали. 

О происшествиях, в которых главной причиной становится алкогольное опьянение водителей, сам факт говорит за себя. Итогом преступной безответственности являются смерть близких и сломанные жизни. 

В качестве положительного примера ответственного отношения к жизни детей, хотелось бы привести недавний случай в столице. Водитель маршрутного такси заметил странное поведение автомобиля на дороге, предположив, что водитель за рулем нетрезв. В результате мужчина смог остановить пьяного водителя Volkswagen: в салоне находилось двое детей, которые перевозились с отсутствием удерживающих устройств. К счастью, никто не пострадал и не стал жертвой халатности пьяного водителя.

Подводя итог вышесказанному, Следственный комитет отмечает, что проблема травматизма и гибели детей на дорогах влечет необратимые последствия, и поэтому мы призываем родителей и педагогов принимать все возможные меры в целях недопущения трагедии. Профилактическая деятельность следователей по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях с участием несовершеннолетних направлена на минимизацию трагедий с детьми. В этой связи по каждому уголовному делу данной категории в учреждения образования, исполнительные комитеты, подразделения Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь направляются представления об устранении причин и условий, которые способствовали совершению таких преступлений. 

Следователи не раз обращали внимание на несколько простых истин, которые являются ключевыми в вопросах обеспечения безопасности на дорогах:

1. С самого раннего возраста детей необходимо обучать правильному поведению на дорогах, и, самое важное, подавать им положительный пример. Ни в коем случае сами не нарушайте правила дорожного движения!

Дети быстро перенимают привычки взрослых, и поздно будет хвататься за голову, когда очередная попытка быстро перебежать дорогу в неположенном месте закончится трагедией. И не будет удивительным, если окажется, что научили их этому самые близкие.

2. Сохраняйте предельную концентрацию за рулем.

Дети могут оказаться на дороге внезапно, и к этому нужно быть готовым. Вплоть до младшего школьного возраста ребята легко отвлекаются, могут спешить или быть чем-то настолько увлечены, что не заметят приближающегося автомобиля.

3. При перевозке детей в качестве пассажиров используйте необходимые средства, обеспечивающие их безопасность (ремни безопасности, удерживающие устройства).

Именно для того, чтобы минимизировать количество случаев травмирования детей в результате дорожно-транспортных происшествий были внесены поправки в соответствующее законодательство. 

И еще один момент, который часто ускользает:

4. Один из важнейших факторов обеспечения безопасности на дорогах – персональная ответственность, в том числе в отношении соблюдения правил дорожного движения.

Тут важно задуматься, что от вашего поведения на дорогах зависит не только ваша жизнь, но и окружающих. Как, например, в случаях нарушений скоростного режима: может, вы и приедете в пункт назначения раньше на какой-то десяток минут, но, к сожалению, нередки случаи, когда эти минуты уже ничего не значат. Тормозной путь в эти мгновения – вот, что важно. А ваша аккуратная без спешки езда спасет не одну жизнь. Безопасность начинается не с ограничительных мер, а с поведения каждого из нас.