История следственных органов

История белорусского следствия во многом связана со сложившейся системой права в дореволюционной России, а затем и в СССР.

В Российской империи постоянно действующий Следственный аппарат был создан Судебными уставами 1864 г. и существовал при судах. В книге первой Судебных уставов «Общее учреждение судебных учреждений» указано, что «для производства следствия по делам о преступлениях и проступках» при судах «состоят Судебные Следователи», которые «назначаются Высочайшую властью, по представлениям Министра Юстиции» на основании представления «общего собрания Суда при участии Прокурора», и увольнение их с должности зависело «от той власти, коею они определены к должностям».

Принципиально важно, что, несмотря на то что производство предварительного расследования поручалось должностным лицам судов, со времени введения в 1864 г. должностей судебных следователей они фактически выводились из-под административного подчинения руководителей судов, при которых состояли, а также не были они подчинены и прокурорам.

На прокуроров, в соответствии с Уставом уголовного судопроизводства, возлагался надзор за следствием. При этом прокуроры получили достаточно широкие надзорные полномочия за расследованием судебными следователями уголовных дел, в то же время прокуроры лишены были права производства предварительного расследования. Как было записано по этому поводу в данном Уставе, «Прокуроры и их Товарищи предварительное следствие сами не производят, но дают только предложения о том следователям и наблюдают постоянно за производством следственных действий».

В дальнейшем, за истекшую полуторавековую историю своего функционирования, следственный аппарат претерпел немало организационно-структурных перестроек, связанных с изменениями социально-политического строя и решаемых им практических задач.

В частности, на заре становления советской власти, Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР № 1 «О суде» институт следователей вообще был упразднен.

Со временем он возродился в виде народных следователей при судах, а впоследствии должности следователей при судах были упразднены и введены в органах прокуратуры, за которыми были также сохранены функции по осуществлению надзора за законностью предварительного расследования уголовных дел, а также в органах внутренних дел и государственной безопасности с сохранением за ними функций по осуществлению оперативно-розыскной деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Предварительное расследование в Республике Беларусь производилось следователями прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований. Все они входили в структуру соответствующих ведомств.

12 сентября 2011 года Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко подписал Указ № 409 «Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь».
Создание Следственного комитета Республики Беларусь положило начало коренной реформе белорусской правоохранительной системы. Решение о его создании было принято 2 августа 2011 года на проведенном под руководством Главы государства совещании по вопросу совершенствования системы органов предварительного расследования. 

Образованию Следственного комитета предшествовала масштабная научная и аналитическая работа, изучался зарубежный опыт, оценивалась современная ситуация в правовой и общественно-политической сферах. Из системы органов прокуратуры был выделен следственный аппарат, из системы органов внутренних дел и системы органов финансовых расследований Комитета государственного контроля – подразделения предварительного расследования.

Главная задача, поставленная перед Следственным комитетом, – это улучшение качества, оперативности и эффективности предварительного следствия. «Защита народа от преступных посягательств – почетная и ответственная миссия. Любое уважающее себя государство именно эту задачу ставит во главу угла. Для ее оптимального решения Следственный комитет и создавался как независимая структура», – отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 14 июня 2013 года во время церемонии вручения Знамени Следственного комитета Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 10 ноября 2011 г. № 518 «Вопросы Следственного комитета Республики Беларусь» были утверждены:
  • Положение о центральном аппарате Следственного комитета Республики Беларусь;
  • Положение о порядке прохождения службы в Следственном комитете Республики Беларусь;
  • Дисциплинарный устав Следственного комитета Республики Беларусь;
  • текст Присяги сотрудника Следственного комитета Республики Беларусь;
  • перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь классным чинам прокурорских работников, воинским званиям, специальным званиям сотрудников органов внутренних дел, работников органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

1 января 2012 года новая следственная структура приступила к функционированию.

Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. N 403-З «О Следственном комитете Республики Беларусь» определил правовые и организационные основы деятельности Следственного комитета Республики Беларусь, его основные задачи и полномочия, а также полномочия, гарантии правовой и социальной защиты его сотрудников.

Основными задачами Следственного комитета являются:
  • всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством;
  • защита прав и законных интересов граждан, организаций, защита государственных и общественных интересов, соблюдение законности при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия;
  • совершенствование следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;
  • выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
  • участие в пределах своей компетенции в реализации государственной уголовной политики, разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности;
  • осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере досудебного уголовного производства.

Опрос Все опросы

Сталкивались ли Вы с интернет-мошенниками?