Мог ли водитель увидеть пешехода за несколько секунд до ДТП? Репортаж со следственного эксперимента на улице В. Хоружей в Минске

23.03.2018
В производстве УСК по городу Минску находится уголовное дело по факту совершения наезда микроавтобусом Mercedes-Benz на 90-летнюю женщину, переходившую дорогу в неустановленном месте на улице Веры Хоружей в Минске. Для установления обстоятельств происшествия проводился следственный эксперимент. Представляем вашему вниманию фоторепортаж с места событий.

Во время следственного эксперимента следователям необходимо определить видимость пешехода водителем для установления возможности предотвращения наезда микроавтобусом на женщину. Для этого следователь по особо важным делам отдела по расследованию преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта УСК по городу Минску Дмитрий Шестериков должен полностью повторить дорожную обстановку в момент ДТП. 

Следователь Шестериков объясняет пожарным - необходимо обильно полить асфальт до образования луж в колее на проезжей части. Во время инструктажа, Дмитрий Контантинович обратил внимание сотрудников МЧС на важность соблюдения баланса, иначе следственный эксперимент может сорваться. 


Во время проведения следственного эксперимента, погода была морозной и для предотвращения замерзания воды на проезжей части необходима ее обработка антиобледенительным составом - песчано-соляной смесью. Будто на параде, пожарные машины сменили автомобили дорожной службы.

После того, как дорога была полностью обработана, следователь поинтересовался у участников эксперимента, все ли соответствует условиям, имевшим место в день ДТП. Свидетели, очевидцы и подозреваемый согласились - именно так и было в момент аварии. Перед началом эксперимента Дмитрий Константинович напомнил участникам уголовного процесса об ответственности за отказ или дачу ложных показаний.   


После этого следователь представил главного участника эксперимента – пожилую женщину, которая будет играть роль погибшей.
– Похожа?
– Не может быть! – удивилась женщина-свидетель. - Действительно очень похожа.

Мария Михайловна – постоянный участник следственных действий. Женщина уже в пятый раз принимает участие в подобных экспериментах. В беседе признается, что это интересно, да и следствию помогает. К тому же быть востребованным и нужным тоже немаловажно для пожилого человека.


После ознакомления с порядком проведения следственного эксперимента, Дмитрий Шестериков приступил к расстановке транспортных средств непосредственно в момент ДТП. Зная скорость движения транспортных средств и высчитав расстояние, преодолеваемое ими за секунду, следователь мелом на асфальте стал делать пометки – одна секунда, две… И так до пятой. 


Когда транспортные средства находятся на своих местах, следователь приглашает самого главного участника эксперимента - женщину примерно такого же возраста и комплекции, как пострадавшая в ДТП. Важная деталь: демонстратор должен быть одет в ту же или максимально похожую одежду, как и погибшая женщина.

Демонстратору приходится несколько раз переходить дорогу с разной скоростью, а свидетели и очевидцы ДТП должны указать, с какой скоростью шла погибшая в январе женщина. И только после этого следователь наносит разметку на асфальт.

Вот так римскими цифрами следователь обозначает секунды до ДТП.  Нередко при проведении эксперимента приходится делить секунды на несколько частей - во время следственного эксперимента важно с точностью восстановить события перед происшествием. 

Так должна была видеть проезжую часть женщина-свидетель наезда. Она двигалась на своем автомобиле навстречу микроавтобусу за рулем которого находился подозреваемый. Ее показания играют важную роль в расследовании.

А вот так предположительно видел дорогу подозреваемый.

При проведении следственного эксперимента действительно все нужно семь раз отмерить и пересчитать полученные показатели. Еще одной возможности перекрыть движение в центре может не быть из-за погодных условий. Например, расследование ДТП во время Хавьера до сих пор не завершено - есть заключение метеорологов о том, что за пять лет в Беларуси не было подобных погодных условий.

* * *

А вот и самый важный момент любого следственного эксперимента - посекундная «раскадровка» момента ДТП.

Дорожная обстановка за три секунды до ДТП (вид с водительского места микроавтобуса):

За две секунды до ДТП:

За одну секунду до ДТП:

 А когда вы увидели пешехода на проезжей части?

* * *
Опрашивая понятых с места водителя на каждой из точек, следователю необходимо определить, мог ли водитель реально увидеть и опознать пешехода всего за несколько секунд до ДТП, чтобы затем дать правовую оценку действиям водителя. 


Отдел информации и связи с общественностью

Использование фотографий допускается только с гиперссылкой на источник