Гомельские следователи рассказали, в чём сила фликера и почему такси часто попадают в ДТП

10.12.2020
Их кропотливый ежедневный труд не даёт спокойно спать ни случайным злоумышленникам, ни преступникам с впечатляющей уголовной репутацией. Проект «Ведомостей» продолжает рассказывать о лучших сотрудниках управления Следственного комитета Республики Беларусь по Гомельской области и громких преступлениях, совершённых в регионе.

Законы дорог

Тема для нынешнего выпуска нашего проекта была выбрана неслучайно. В его основу легли причины и обстоятельства резонансных дорожно-транспортных происшествий региона, в которых пострадали или погибли люди. Особую актуальность выпуску придаёт календарная зима – тёмное время суток требует от пешеходов и водителей максимальных концентрации и внимания, учитывая тот факт, что сводка о ДТП пополняется печальными новостями едва ли не каждый день.

…В кабинете начальника отдела по расследованию преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта следственного управления УСК по Гомельской области Виктора Кавтунова царит идеальный порядок. Оно и понятно: специфика работы не терпит хаоса и неразберихи. Надо сказать, этот же закон можно смело применить и для дорожных магистралей, которые должны жить по канонам ПДД. Впрочем, последнее удаётся далеко не всегда.

Без должной внимательности и соблюдения ПДД на дорогу выезжать не стоит, уверен Виктор Кавтунов

– Наиболее распространёнными ДТП по-прежнему остаются столкновения транспортных средств, наезд на велосипедистов и пешеходов, – поясняет начальник отдела. – А вот причинами дорожно-транспортных происшествий нередко выступают нарушение правил проезда пешеходных переходов, переход дороги в неустановленном месте, отсутствие фликера, превышение скорости, а также пьяная езда. Всё это может привести к самым серьёзным последствиям – увечью или гибели человека.

Сила фликера

По словам Виктора Кавтунова, свои печальные коррективы также вносит тёмное время суток – сокращение светового дня отрицательно влияет на безопасность дорожного движения.

– Как правило, осенью и зимой увеличивается количество ДТП, связанных с наездом на пешеходов, велосипедистов и возчиков гужевых повозок. Одна из причин – отсутствие световозвращающих элементов на пешеходах, которые двигаются по проезжей части. В условиях недостаточной видимости фликер в прямом смысле может спасти жизнь. Например, если у машины включен ближний свет, то обычного пешехода водитель увидит с расстояния 25–40 метров. А использование световозвращающего элемента увеличивает эту цифру до 130–240 метров.

Говоря об особенностях работы отдела, собеседник подчёркивает, что при ДТП, которое повлекло за собой причинение тяжкого увечья или гибель человека, следователь незамедлительно выезжает на место происшествия. И не имеет значения, в какой точке региона произошло дорожное ЧП.

ДТП в Калинковичском районе с участием микроавтобуса и молоковоза. Дорожное ЧП унесло жизни шести человек

– На месте происшествия следователь руководит работой следственно-оперативной группы, в которую помимо него входят сотрудники ГАИ, эксперты и другие специалисты, которых привлекают к осмотру,– отмечает Виктор Кавтунов. – Он координирует работу членов группы, даёт необходимые поручения, назначает проведение экспертиз. Сложность при осмотре места происшествия составляют в том числе «подарки» небесной канцелярии – снег, дождь, зной: следователи проводят необходимую работу при любом метеораскладе. Осмотр места ДТП – один из самых сложных и трудоёмких этапов, который имеет огромное значение для расследования уголовного дела. Грамотные действия следователя, его внимательность, компетентность и профессионализм играют ключевую роль. К слову, на месте происшествия не существует второстепенных следов, каждому из них уделяется особое внимание. От полноты и качества проведения осмотра зависит возможность расследования дела по единственно верной версии развития ДТП. Как показывает практика, большая часть информации, которая позволит установить истину, находится именно на месте дорожно-транспортного происшествия. А ключевым условием, определяющим качество проведённого осмотра, выступает полное моделирование – восстановление – обстановки места ДТП.

Соблюдай ПДД

По словам начальника отдела, рост количества автотранспорта сопровождается большим числом ДТП.

– Само дорожно-транспортное происшествие скоротечно: все события развиваются, как правило, за считанные секунды, – делится опытом Виктор Кавтунов. – Это и составляет основную сложность расследования таких уголовных дел. Ведь следователю необходимо восстановить объективную картину аварии исходя из информации, полученной во время осмотра места ДТП, следственных экспериментов, а также опираясь на показания участников и очевидцев происшествия. Для определения виновника аварии важно установить всю цепочку развития событий и грамотно оценить действия тех, кто участвовал в происшествии. Как итог, следователю приходится работать с большим объёмом информации – тщательно, скрупулёзно, детально. Впрочем, наши специалисты – настоящие профессионалы своего дела, да и в сплочённом коллективе всегда приятно работать. Каждому из коллег я благодарен за этот нелёгкий труд.

Следователь по особо важным делам Максим Гузяев обучает молодых сотрудников

– Что должно быть в машине ответственного автолюбителя? – задаю вопрос собеседнику.

– Конечно же, медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки – этим набором вряд ли кого-то удивишь. Гораздо сложнее обстоят дела со специальными удерживающими устройствами для малышей. К сожалению, далеко не все родители устанавливают их в авто. Некоторые ставят, но не используют. А ведь детское автокресло при возможной аварии может спасти ребёнку жизнь. Нельзя за бывать и о том, что ребят постарше – до 12 лет – также необходимо перевозить при помощи бустера, специальных подушек для сидения. Эти простые правила сыграют только на руку.

– Слышала, что немалую роль в дорожной безопасности играет цвет автомобиля. Мол, белая машина нередко сливается со снежной трассой, а серая – уязвима в межсезонье. Так ли это на самом деле? – задаю вопрос. 

– Рациональное зерно в этом есть, – замечает Виктор Кавтунов. – Однако определяющим фактором аварийности выступает, пожалуй, не цвет автомобиля, а сам водитель транспортного средства, его внимательность и соблюдение ПДД, которые позволят снизить вероятность дорожного происшествия.

Старший следователь отдела Сергей Приходько  проводит осмотр места происшествия на улице Советской

– Зафиксированы ли в регионе случаи, когда виновниками ДТП становились владельцы электросамокатов, которые выехали на проезжую часть?

– Таких уголовных дел и материалов доследственных проверок в отделе не было, – подчёркивает собеседник. – Люди, использующие такие средства передвижения, пока относятся к категории пешеходов. Согласно Правил дорожного движения, им разрешено двигаться только по пешеходным зонам и дорожкам, тротуарам и велодорожкам, не создавая при этом препятствий для безопасного движения прохожих. Знаю, что Госавтоинспекция заинтересована в формировании алгоритма по эксплуатации электросамокатов, гироскутеров и им подобных транспортных средств. На стадии рассмотрения ряд предложений о внесении изменений в ПДД и Закон о дорожном движении. В частности, такой электротранспорт планируют отнести к средствам персональной мобильности. Это отдельная категория участников дорожного движения, максимальная скорость которых не должна превышать 25 километров в час.

Дорожный резонанс

Говоря о печально известных ДТП, произошедших в регионе, старший следователь отдела по расследованию преступлений против безопасности движения и эксплуатации  транспорта следственного управления УСК по Гомельской области Артём Блоцкий вспоминает о страшной аварии, которая случилась на улице Советской осенью 2019 года.

Артём Блоцкий работает в СК с 2014 года

– Дорога не прощает лихачества и пустой бравады. Яркий тому пример – дорожное происшествие, которое произошло у ресторана «Бацькі». В ходе следствия было установлено, что водитель автомобиля BMW – 21–летний студент – двигался по улице Советской со стороны площади Восстания. Во время движения выехал за пределы проезжей части и оказался на тротуаре рядом с рестораном, совершив наезд на троих пешеходов, а затем врезался в столб. Водитель и один из пешеходов погибли на месте происшествия, двое других получили травмы различной степени тяжести.

Рассказывая о резонансной аварии, старший следователь подчёркивает: согласно результатам экспертизы, водитель автомобиля на момент совершения ДТП был трезв.

– По делу было очень много доказательной базы, поскольку на указанном участке установлено достаточно видеокамер, – говорит Артём Блоцкий. – По видео следователи установили, что водитель достаточно долго двигался с огромной скоростью. Как итог, причиной дорожно-транспортного происшествия стали превышение скорости и желание проскочить на перекрёстке на красный сигнал светофора. К слову, в салоне авто молодой человек находился один. По Советской он двигался со скоростью около 150 километров в час. Только вдумайтесь: почти в 2,5 раза превысить скорость.

Езда «под градусом»

Одной из причин дорожных ЧП нередко становится алкоголь, делится опытом Артём Блоцкий. А вождение «под градусом» в большинстве случаев имеет трагический финал.

– В сентябре прошлого года в деревне Севруки Гомельского района произошло ДТП с участием автомобиля такси. Машина выехала за пределы проезжей части и совершила наезд на дерево, в результате чего загорелась. В салоне авто на момент аварии находилось три человека. Пострадавших удалось вовремя извлечь из горящей машины, которая на месте происшествия была полностью уничтожена огнём. Как оказалось, водитель автомобиля находился за рулём в состоянии алкогольного опьянения. Любопытна и другая деталь: перед ДТП работник такси сам передал управление транспортным средством нетрезвому приятелю. К слову, и водитель, и пассажиры получили тяжкие телесные повреждения, – констатировал собеседник. – Надо сказать, что во время расследования пришлось восстанавливать картину происшествия буквально по крупицам, поскольку находящиеся в авто плохо помнили не только сам момент происшествия, но и события, которые ему предшествовали. Снова помогли записи с камер видеонаблюдения, а также показания очевидцев. В итоге водитель, который совершил ДТП, осужден к наказанию в виде лишения свободы, а уголовное дело в отношении работника такси, допустившего к управлению авто нетрезвого друга, направлено для рассмотрения в суд. 

Останавливаясь на нюансах совершения дорожно-транспортных происшествий, Артём Блоцкий отмечает, что весомая роль в трагических инцидентах отводится банальной невнимательности, которая и становится частой причиной нарушения ПДД. Больше всего это касается тех ситуаций, когда водитель совершает наезд на пешехода.

Такси, притормози

Особая ситуация складывается на дорогах при участии водителей такси, рассказывает старший следователь отдела. Как показывает практика, некоторые перевозчики пренебрегают элементарными правилами безопасности, не соблюдают режим труда и отдыха, не контролируют надлежащим образом техническое состояние автомобиля. Об этом говорят и многочисленные проверки транспортной инспекции, которая проводит мониторинг безопасности оказания таких услуг. К слову, только с начала года около 60 человек в стране пострадали в результате ДТП с участием такси.

– Исходя из опыта, могу сказать, что водители такси довольно часто попадают в аварии. На мой взгляд, одна из причин – небольшой стаж вождения у сотрудников компаний по перевозке, –подчёркивает Артём Блоцкий. – Чтобы устроиться на работу, порой необходимо лишь водительское удостоверение. Также многие не имеют достаточного опыта для перевозки пассажиров в пределах города, где наблюдается оживлённое движение на дорогах. Плюс ко всему нельзя сбрасывать со счетов и погодные условия: в некоторых ситуациях избежать ДТП на скользкой или обледенелой дороге поможет лишь опыт водителя.
 
По мнению собеседника, не стоит пренебрегать безопасностью в такси даже в том случае, если вы находитесь в салоне авто в качестве пассажира – пристегнуться ремнём никогда не бывает лишним. О том же можно сказать, если в машине будет ехать ребёнок: к подъезду стоит заказать такси с детским креслом или бустером.

Карина Тимофеева
Фото: Анна Пащенко, УСК по Гомельской области