Настройки
Настройки шрифта
PT Sans
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Следственный комитет
Республики Беларусь
Главная История следственных органов

История следственных органов

История белорусского следствия во многом связана со сложившейся системой права в дореволюционной России, а затем и в СССР.

В Российской империи постоянно действующий Следственный аппарат был создан Судебными уставами 1864 г. и существовал при судах. В книге первой Судебных уставов «Общее учреждение судебных учреждений» указано, что «для производства следствия по делам о преступлениях и проступках» при судах «состоят Судебные Следователи», которые «назначаются Высочайшую властью, по представлениям Министра Юстиции» на основании представления «общего собрания Суда при участии Прокурора», и увольнение их с должности зависело «от той власти, коею они определены к должностям».

Принципиально важно, что, несмотря на то что производство предварительного расследования поручалось должностным лицам судов, со времени введения в 1864 г. должностей судебных следователей они фактически выводились из-под административного подчинения руководителей судов, при которых состояли, а также не были они подчинены и прокурорам.

На прокуроров, в соответствии с Уставом уголовного судопроизводства, возлагался надзор за следствием. При этом прокуроры получили достаточно широкие надзорные полномочия за расследованием судебными следователями уголовных дел, в то же время прокуроры лишены были права производства предварительного расследования. Как было записано по этому поводу в данном Уставе, «Прокуроры и их Товарищи предварительное следствие сами не производят, но дают только предложения о том следователям и наблюдают постоянно за производством следственных действий».

В дальнейшем, за истекшую полуторавековую историю своего функционирования, следственный аппарат претерпел немало организационно-структурных перестроек, связанных с изменениями социально-политического строя и решаемых им практических задач.

В частности, на заре становления советской власти, Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР № 1 «О суде» институт следователей вообще был упразднен.

Со временем он возродился в виде народных следователей при судах, а впоследствии должности следователей при судах были упразднены и введены в органах прокуратуры, за которыми были также сохранены функции по осуществлению надзора за законностью предварительного расследования уголовных дел, а также в органах внутренних дел и государственной безопасности с сохранением за ними функций по осуществлению оперативно-розыскной деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Предварительное расследование в Республике Беларусь производилось следователями прокуратуры, органов внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований. Все они входили в структуру соответствующих ведомств.

12 сентября 2011 года Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко подписал Указ № 409 «Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь».
Создание Следственного комитета Республики Беларусь положило начало коренной реформе белорусской правоохранительной системы. Решение о его создании было принято 2 августа 2011 года на проведенном под руководством Главы государства совещании по вопросу совершенствования системы органов предварительного расследования. 

Образованию Следственного комитета предшествовала масштабная научная и аналитическая работа, изучался зарубежный опыт, оценивалась современная ситуация в правовой и общественно-политической сферах. Из системы органов прокуратуры был выделен следственный аппарат, из системы органов внутренних дел и системы органов финансовых расследований Комитета государственного контроля – подразделения предварительного расследования.

Главная задача, поставленная перед Следственным комитетом, – это улучшение качества, оперативности и эффективности предварительного следствия. «Защита народа от преступных посягательств – почетная и ответственная миссия. Любое уважающее себя государство именно эту задачу ставит во главу угла. Для ее оптимального решения Следственный комитет и создавался как независимая структура», – отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 14 июня 2013 года во время церемонии вручения Знамени Следственного комитета Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 10 ноября 2011 г. № 518 «Вопросы Следственного комитета Республики Беларусь» были утверждены:
  • Положение о центральном аппарате Следственного комитета Республики Беларусь;
  • Положение о порядке прохождения службы в Следственном комитете Республики Беларусь;
  • Дисциплинарный устав Следственного комитета Республики Беларусь;
  • текст Присяги сотрудника Следственного комитета Республики Беларусь;
  • перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Республики Беларусь классным чинам прокурорских работников, воинским званиям, специальным званиям сотрудников органов внутренних дел, работников органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

1 января 2012 года новая следственная структура приступила к функционированию.

Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. N 403-З «О Следственном комитете Республики Беларусь» определил правовые и организационные основы деятельности Следственного комитета Республики Беларусь, его основные задачи и полномочия, а также полномочия, гарантии правовой и социальной защиты его сотрудников.

Основными задачами Следственного комитета являются:
  • всестороннее, полное, объективное и оперативное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством;
  • защита прав и законных интересов граждан, организаций, защита государственных и общественных интересов, соблюдение законности при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного следствия;
  • совершенствование следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;
  • выявление нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;
  • участие в пределах своей компетенции в реализации государственной уголовной политики, разработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере правоохранительной деятельности;
  • осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере досудебного уголовного производства.