Настройки
Настройки шрифта
PT Sans
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Следственный комитет
Республики Беларусь
Главная

Следственным комитетом завершено расследование беспрецедентного уголовного дела

21.01.2015
Главным следственным управлением завершено расследование беспрецедентного уголовного дела в сфере нарушения законодательства о вспомогательных репродуктивных технологиях.

Уголовное преследование осуществлялось в отношении индивидуального предпринимателя Колесень О.М. по двум статьям Уголовного кодекса Республики Беларусь: незаконная предпринимательская деятельность, подделка документов.

После полного и всестороннего установления всех обстоятельств противоправной деятельности Колесень О.М., следствие завершилось. Ввиду акта амнистии принято решение о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

В процессе расследования было установлено, что действующее законодательство не в полном объеме позволяет эффективно контролировать процесс осуществления суррогатного материнства в Республике Беларусь. В этой связи Следственным комитетом проанализированы полученные данные и законодательство в этой сфере. Подготовлен ряд предложений, которые направлены в адрес правительства Республики Беларусь.

Приводим текст документа от 12 ноября 2014 года:

«В Следственном комитете Республики Беларусь завершается предварительное следствие по уголовному делу, возбужденному в отношении индивидуального предпринимателя Колесень О.М. по фактам нарушения законодательства о вспомогательных репродуктивных технологиях.

Органом уголовного преследования Колесень О.М. подозревается в том, что с 2010 по 2014 годы в нарушение действующего законодательства оказывала гражданам услуги по сопровождению программы «суррогатное материнство». 

Так, она, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя (прочая деятельность в области права), организовала работу по подбору женщин, желающих стать суррогатными матерями. Одновременно подыскивала супружеские пары, в которых женщина по медицинским показателям не  могла зачать, выносить и родить ребенка. За организацию знакомств и встреч Колесень О.М. получала от супружеской пары вознаграждение от 2 000 до 4 500 евро. 

В процессе подбора женщин в качестве суррогатных матерей при наличии информации о социально опасном статусе семьи такой женщины Колесень О.М. производила подмену соответствующих документов. Для участия в программе «суррогатное материнство» в медицинское учреждение представлялось заведомо подложное заключение. При этом о существующих у суррогатной матери противопоказаниях супружеская пара в известность не ставилась. 

В ходе следствия установлены случаи, когда суррогатная мать по отношению к рожденному ею ребенку являлась генетической матерью, что запрещено ст. 22 Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях».  

Проверкой данных фактов выявлено, что Колесень О.М., имея договоренность с врачом одного из учреждений здравоохранения, направляла к нему для проведения искусственной инсеминации суррогатных матерей. При этом Колесень О.М. объясняла гражданам, что при оформлении документов в медицинском учреждении суррогатная мать и мужчина должны указывать, что они якобы являются супругами. 

В свою очередь Колесень О.М. достоверно знала, что при проведении искусственной инсеминации оформление договора о суррогатном материнстве не требуется. Данная процедура проводится супругам, состоящим в браке, или супруге (по письменному согласию супруга) донорскими сперматозоидами в случае, если сперматозоиды ее супруга не могут быть использованы по состоянию его репродуктивного здоровья. Участие суррогатной матери в такой процедуре не предусмотрено. 

Преследуя свою цель (получение вознаграждения), Колесень О.М. обещала сторонам предоставить к дате родов документы о проведении экстракорпорального оплодотворения (далее – ЭКО) в клиниках Российской Федерации. При этом от женщин при заключении договора о суррогатном материнстве требовала везде указывать, что процедура ЭКО будет проведена на территории Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге в клинике ООО «АВА-ПЕТЕР».

В дальнейшем Колесень О.М. за отдельное вознаграждение (от 2 000 до 2 500 долларов США) передавала суррогатным матерям документы, подтверждающие проведение ЭКО в клинике г. Санкт-Петербурга. Впоследствии данные документы направлялись юристу организации здравоохранения, где рождались дети, и оформлялась их передача. 

В результате женщины (по договору суррогатные матери) передавали новорожденных детей, по отношению к которым приходились генетическими матерями, женщинам, которые по отношению к ребенку таковыми не являлись.

Основанием для передачи детей являлись нотариально оформленные договоры суррогатного материнства и поддельные документы из г. Санкт-Петербурга. Вышеуказанным способом в семьи передано трое новорожденных. 

Предварительным следствием установлено, что одним из факторов, способствовавшим совершению Колесень О.М. противоправных деяний, явилось несовершенство законодательства в области осуществления суррогатного материнства. 

Так, действующее законодательство не содержит норм эффективного контроля стадий осуществления суррогатного материнства, в том числе лиц, оказывающих юридические услуги по его сопровождению. Отсутствие контроля правильности проведения медицинских манипуляций, отбора «суррогатных» матерей, а также генетической принадлежности ребенка может влечь преступную передачу детей (торговлю людьми), на что обоснованно обращается внимание Министерством внутренних дел Республики Беларусь. 

Среди государственных органов, призванных осуществлять контроль деятельности в области суррогатного материнства (Министерство юстиции и Министерство здравоохранения), нет единого мнения о необходимости лицензирования консалтинговых услуг в этой области. С учетом необходимости исключения проникновения криминальных элементов в эту область представляется актуальным рассмотрение вопроса о лицензировании такой деятельности.

Возможным обеспечением контроля осуществления суррогатного материнства может являться и проведение генетической экспертизы ребенка до передачи его родителям в соответствии с договором.

Несмотря на наличие в Законе Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях» указания о создании единого регистра доноров половых клеток для суррогатного материнства, указанный механизм не используется. А при невозможности помещения суррогатной матери яйцеклетки женщины из-за неспособности ее оплодотворения либо созревания граждане, в силу отсутствия донорских яйцеклеток, применяют «завуалированные» схемы донорства, при которых производится оплодотворение суррогатной матери, что противоречит законодательству. 

Особого контроля требует осуществление суррогатного материнства для иностранных граждан, связанное с вывозом родившихся детей за пределы Республики Беларусь, поскольку в такой ситуации государственные органы лишены возможности контролировать условия проживания такого ребенка, соблюдение его права на жизнь и безопасность. Решением подобного вопроса может быть обязывание граждан представлять в определенный период времени доказательства обеспечения условий жизни и воспитания таких детей. 

Целесообразно рассмотреть вопрос о возможном обследовании работниками уполномоченных государственных органов условий жизни ребенка на протяжении 3-5 лет с обязательным соблюдением врачебной тайны о применении вспомогательных репродуктивных технологий. 

Об изложенном сообщаем в порядке информации и предлагаем поручить Министерству здравоохранения и Министерству юстиции Республики Беларусь во взаимодействии с иными заинтересованными ведомствами разработать и законодательно закрепить нормы контроля за проведением программ суррогатного материнства, позволяющие исключить возможность незаконной передачи таких детей, обеспечить безопасность их жизни, здоровья и условий воспитания». 

В ходе расследования уголовного дела следствие пришло к выводу, что в действиях Колесень О.М. отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 181 (торговля людьми) Уголовного кодекса Республики Беларусь, так как согласно действующему законодательству под торговлей людьми понимается купля-продажа человека или совершение иных сделок в отношении его, а равно совершенные в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека. Непосредственным объектом при торговле людьми выступает личная свобода человека, лишающая его возможности самостоятельно определять место жительства, род деятельности, превращая его в раба, в товар, унижая честь и достоинство личности.

В ходе предварительного расследования факты эксплуатации детей, равно как унижение их чести и достоинства, не выявлены. 

Следственный комитет рассчитывает, что заинтересованные ведомства примут необходимые меры по усовершенствованию законодательства в данной сфере медицины.