Настройки
Настройки шрифта
PT Sans
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Следственный комитет
Республики Беларусь
Главная Структура УСК по Брестской области Новости

Следователь УСК по Брестской области Екатерина Фальбота рассказала о тонкостях расследования экономических преступлений

20.12.2024
Героиня сегодняшнего интервью – следователь по особо важным делам, которая в ходе расследования уголовных дел ведет интеллектуальные состязания с «белыми воротничками», совершившими финансовые преступления.

Во время беседы мы узнаем, какой профессиональный путь прошла следователь, как проходит ее сложная, но интересная и творческая работа, с какими вызовами сталкивается при расследовании экономических преступлений и какие методы она использует, чтобы распутать самые сложные и хитросплетенные преступные схемы.

Справочно: следователь по особо важным делам отдела по расследованию преступлений в сфере экономики следственного управления УСК по Брестской области Екатерина Фальбота. Родилась в деревне Селец Ивацевичского района Брестской области. Проходила службу в должностях дознавателя Брестского РОВД, следователя, старшего следователя и следователя по особо важным делам Брестского межрайонного отдела Следственного комитета.


– Расскажите о том, как Ваш выбор пал на профессию следователя?
 
– Мой отчим проходил службу в милиции, всю жизнь работал в отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Он меня еще будучи школьницей, неопределившейся с выбором профессии, за руку привел и показал где работает. Часто рассказывал о своей нелегкой и в то же время интересной службе. Всегда подчеркивал, что преступления в сфере экономики хотя и незаметные или, как выражаются юристы, латентные, но они причиняют колоссальный ущерб государству. Я поняла, что хочу продолжить его деятельность, связанную с защитой экономических интересов государства, и внести свой вклад в борьбу с экономическими преступлениями. Но видела я себя не оперативным сотрудником, а следователем. 

 
– Вы ведь не сразу стали расследовать преступления в сфере экономики. Расскажите о своих первых шагах в профессии.

– Я окончила Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина, получила высшее юридическое образование и пришла на службу в Брестский РОВД на должность дознавателя, где проработала два года. После нескольких лет, которые я посвятила семье и воспитывала ребенка, я пришла на службу в новое ведомство – Следственный комитет, следователем Брестского межрайонного отдела. И в моей жизни начался новый этап.

– Какие преступления Вы расследовали?


– Уголовные дела стали отличаться от тех, что я расследовала в милиции. Это были различные категории преступлений: от квалифицированной кражи до преступлений против жизни и здоровья человека, половой неприкосновенности и половой свободы. Мне стали поручать расследование сложных многоэпизодных уголовных дел, в том числе коррупционной направленности. В Брестском межрайонном отделе Следственного комитета количество дел в сфере экономики было небольшим. Но я была одним из следователей, кому поручали расследовать преступления, связанные с экономикой, неуплатой налогов, незаконной предпринимательской деятельностью.

– Расскажите о наиболее запомнившихся уголовных делах, которые Вы расследовали в Брестском МОСК?

– Мне вспоминается уголовное дело об особо крупном мошенничестве. Оно не относилось к категории преступлений в сфере экономической деятельности, но было сложное в расследовании, доказывании вины и установления всех обстоятельств. В ходе следствия совместно с милицией установлено более 170 эпизодов преступной деятельности мужчины. Обманывая и вводя в заблуждение знакомых, он просил деньги на развитие бизнеса. Мошенник завладел более 100 миллионами неденоминированных белорусских рублей. По факту он бизнесменом не являлся, все средства тратил на личные нужды и каких-либо платежей не вносил. У обманутых граждан образовались огромные задолженности с процентами перед банками. Но вспомнилось мне это уголовное дело вот почему: в основном на уловку афериста попались люди с высшим образованием, финансово грамотные, умеющие считать каждую копейку и не склонные вкладывать деньги в какие-либо авантюрные проекты. Но все они были в итоге обмануты. Единственным человеком, который не поддался обаянию и уловкам афериста, оказалась простая женщина, со средним образованием, работающая в столовой. В ходе допроса она прямо сказала, что ей даже в голову не приходила мысль получить кредит для малознакомого человека и надеяться на его порядочность. Таким образом, ее осторожность и предусмотрительность помогли избежать неприятностей и не пополнить ряды потерпевших.

Вспоминаю один курьезный случай в ходе расследования похожего уголовного дела о мошенничестве. В качестве обвиняемого привлечен 18-летний молодой человек, совершивший более 100 эпизодов преступной деятельности. Он просил знакомых приобретать для него в кредит смартфоны и обещал производить ежемесячные выплаты. Но в последующем перепродавал телефоны, а долги не погашал. Так вот, после очередного допроса обвиняемый поблагодарил меня за то, что к нему применена мера пресечения. По его словам, если бы его не арестовали, то он ни за что не прекратил бы обманывать людей. Такое откровение от фигуранта в моей следственной практике я слышала впервые.

– Сейчас Вы проходите службу в отделе по расследованию преступлений в сфере экономики следственного управления УСК по Брестской области. Расскажите подробнее о специфике расследования этой категории преступлений.

– Залог качественного расследования – проведение тщательной подготовки и анализа. Много времени уделяется изучению законодательства, которым регламентируется деятельность того или иного предприятия. Изучается технология производства, для чего иногда нужно выбыть в организацию. Необходимо понять специфику ведения бухучета, проанализировать огромное количество документов. Анализ – это не просто осмотр. Это комплекс осмотров, которые затем сопоставляются для выстраивания общей картины и обнаружения нестыковок. В ходе расследования вся жизнь предприятия выворачивается следователем наизнанку. Необходимо доказать, что руководитель совершает преступное деяние умышленно.

Нельзя наложить шаблон расследования одного уголовного дела на другое. Каждое преступление индивидуальное. За весь мой опыт расследования преступлений в сфере экономики, ни один из способов их совершения не повторился. Потому что деятельность предприятий и способы преступных действий не похожи друг на друга.

Обвиняемые по «экономическим» статьям – это не привычные злодеи, воры рецидивисты, хулиганы, убийцы... Напротив, зачастую это люди высококультурные, имеющие высшее образование и занимающие высокие должности. При совершении финансовых махинаций они используют опыт и профессиональные знания, умело скрывают свои преступления.

– Как Вы выстраиваете допрос в качестве подозреваемого руководителя, который знает все «подводные камни» на своем предприятии и выдвигает различные версии, чтобы запутать следствие?

– Допрос – это всегда состязательный процесс. Фигурант занимает свою позицию, выдвигает версии о своей невиновности. Он прекрасно знает, что совершил и каким образом, но пытается пустить следствие по ложному следу. Я же должна установить истинные обстоятельства.

В ходе первого допроса у подозреваемых выясняется, как работает предприятие, налажена бухгалтерская система. Но слова обвиняемого не всегда искренние. Поэтому после проведения глубокого анализа всех материалов уголовного дела и выяснения деталей преступной схемы, осуществляется дополнительный допрос подозреваемого. Бывает, задаешь одни и те же вопросы в разной формулировке, но руководитель забывает, что говорил ранее и дает противоречивые показания. Именно в такие моменты понимаешь, где он говорит неправду или пытается исказить информацию в выгодном для себя свете. Тогда понятно, где в ходе следствия нужно «копнуть» глубже.

Замечала, что на каждый следующий допрос подозреваемый приходит готовым ответить на предыдущие вопросы, меняет показания. Это говорит о том, что он выбрал другую форму защиты. Иногда даже интересно со стороны наблюдать за тем, как люди пытаются всеми правдами-неправдами увести следствие с правильного пути.


– В какой момент Вы понимаете, что добыли достаточно доказательств по уголовному делу?

– Когда после проведения следственных действий я вижу всю картину преступной деятельности, которая подкрепляется результатами осмотров и анализом всей документации. И, как правило, в этот момент обвиняемые сами понимают, что исчерпали все способы защиты, после чего сознаются в содеянном.

– Что самое важное при расследовании преступлений в сфере экономики?


– При расследовании любой категории преступлений мелочей не бывает. Одним их приоритетных направлений следственной деятельности, наряду с установлением всех обстоятельств по уголовному делу, является возмещение вреда. Как правило, по экономическим преступлениям причиняется ущерб государству.  Как следствие, подрываются основы финансовой стабильности страны. Утечка бюджетных средств снижает возможности для финансирования социальных программ, сферы здравоохранения, образования и так далее. Кроме того, замедляется экономический рост и развитие страны. Но перед нами стоит задача не наказать человека, а научить его правильно работать, вернуть деньги в казну. Стоит отметить, что законом предусмотрено освобождение от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба.

– Расскажите, как Вы проводите свободное от работы время?

– Свободное время я стараюсь проводить с семьей. Путешествуем, регулярно ходим в бассейн, летом выезжаем на озеро или в аквапарк. Дома у нас две собаки породы йорк. Мы живем недалеко от леса, и частые прогулки с собаками для меня – это отличный способ отвлечься от повседневной суеты и насладиться природой.

Официальный представитель УСК по Брестской области
Роман Зармаев