Двигаясь по маршруту исторической памяти белорусского народа, делегация управления Следственного комитета по городу Минску во главе с начальником Евгением Архиреевым посетила мемориальный комплекс «Масюковщина», где ранее располагался самый большой лагерь для советских военнопленных «Шталаг-352».
Проживая события Великой Отечественной войны, сложно до сих пор осознать на что может быть способен человек. Белорусский народ видел и на себе ощутил всю мощь беспрецедентной идеологии национал-социализма Германии 20-го века. Несмотря на политический интерес завоевания территорий, занимающих центр Европы, последователи фашизма претворяли в жизнь еще более ужасающие замыслы. Руководство Третьего Рейха разработало известный генеральный план «Ост», согласному которому жители восточной части контента переселялись в иные подконтрольные районы, а чистокровные немцы собирались господствовать на их землях. Кроме этого, более 75% процентов коренных представителей разных народностей требовалось уничтожить. Оставшиеся в живых расценивались как живая рабочая сила.
Как известно, наша страна из всех государств бывшего Советского Союза приняла самый жестокий удар от коричневой чумы. Прямое доказательство – официально подтвержденный геноцид белорусского народа. Наши неоспоримые факты – «Тростенец», «Хатынь», «Минское гетто», урочище Уручье, а также каждый километр, залитый кровью мирного белоруса. Этот список пополняет небезызвестный «Шталаг-352» в Масюковщине, где располагался большой лагерь для военнопленных.
Даже в зверствах нацистов была четкая система и иерархия. Селекция населения по расовым, политическим и иным признакам строго соблюдалась офицерами СС. Резервация в Масюковщине появилась в июле 1941 года и была предназначена для солдат, которые оказывались в плену и не присягали на верность фашизму. Обреченные узники осознанно выбирали такой путь – смерть в муках лучше ношения «Кельтского креста» на груди. А сопротивление и несломленную волю нацисты подавляли жестоко.
Огражденная зона делилась на два больших филиала: «Лесной лагерь» и «Городской лагерь», позже оккупанты соединили их в единый шталаг для удобства. Что касается условий содержания военнопленных, то здесь сложно подобрать подходящие слова. Для нужд узников надзиратели выделили 21 казарму, территорию обнесли несколькими рядами колючей проволоки и обеспечили усиленную вооружённую охрану, готовую в любой момент открыть огонь на поражение. «Серые мундиры» боялись мятежников.
Администрации своеобразной колонии было запрещено кормить и лечить арестантов. В условиях нереальной тесноты и давки в бараках жили практически в десятки раз больше людей, чем могло вместить в себя строение. Поэтому в день умирало порядка 300 человек, зимой эта цифра доходила и до 500, так как многих лишали даже своеобразной крыши над головой и выживать приходилось под открытым небом. Тех, кто пытался устроить бунт и бежать, вешали на центральной площади лагеря крюками за подбородок, чтобы предсмертная агония провинившихся длилась как можно дольше. Однако с весны 1942 года комендантам тюрьмы пришлось поменять свое отношение к военнопленным.
Оказалось, что успешно реализовать стратегию «Блицкриг» за первые недели нападения не получилось. Нацистской армии требовалось тыловое и военно-хозяйственное подкрепление своих войск, поэтому заключенных стали использовать в качестве рабочих для нужд Третьего Рейха. Так у военнопленных появилась возможность получать скудный паек и некоторые предметы быта. При этом пытки и издевательства со стороны фашистов не прекратились. Как итог, до июля 1944 года в этом месте погибло более 80 тысяч человек.
Сейчас в мемориальном комплексе стоит величественный храм Воздвижения Христа Господня и Музей подвига советских военнопленных. В церкви ежедневно звучат молитвы об упокоении невинно убитых жертв, как постоянное напоминание о том, что страницы истории нашей страны никогда не будут забыты.
Отдельный интерес вызывает экспозиция музея. Его интерьер показывает посетителям в каких условиях содержались узники, а фотографии, сделанные немецко-фашистскими захватчиками, наглядно демонстрируют их отношение к военнопленным. Ценные экспонаты – пуговицы, стропила с именами погибших, алюминиевая кружка и даже кусок хлеба арестанта. Но самое главное это таблицы с именами тех, кто не сдался под натиском «арийского господина». К сожалению, историкам удалось восстановить только около 14 тысяч имен заключенных, но работы по установлению личностей погибших ведутся и по сей день.
Начальник УСК по городу Минску Евгений Архиреев подчеркнул, что столичное управление на постоянной основе организовывает патриотические мероприятия и экскурсии, привлекая к участию не только следователей и их семьи, но и студентов, обучающихся по целевому направлению в интересах ведомства. Такая работа ведется и имеет глубокий смысл.
- Очень часто в последнее время мы слышим от представителей сопредельных стран, что нечего вспоминать события 20-го века и что наше государство совместно с Российской Федерацией демонизируют нацистскую Германию, приписывая Победу себе, - отметил Евгений Анатольевич. – У европейских соседей поднимается рука сносить памятники Советскому солдату, который погибал в боях за освобождения их Родины. Они рассказывают молодому поколению, что эта страшная «сказка» про Великую Отечественную войну придумана нами для того, чтобы укрепить свое политическое влияние на международной арене. К сожалению, белорусский народ познал истину и знает кто прав, а кто виноват. Наша задача - продолжать говорить во всеуслышание о пережитых испытаниях и чего стоил этот хрупкий, но драгоценный мир на нашей земле.
Белорусский народ пронизан болью и ужасами Великой Отечественной войны. Самой страшной войны в истории человечества. Предать забвению муки каждого третьего белоруса, ушедшего из жизни по желанию нацистского преступника не допустимо и не простительно. Столичные следователи убеждены, что изучать и интересоваться хроникой развития суверенной Родины обязан каждый офицер. Представители УСК по городу Минску хранят память о подвиге предков, которые победили фашизм и с этой целью продолжают посещать мемориальные комплексы, где переживались самые тяжелые события 1941-1945 годов.
Такие места как «Шталаг-352» дают возможность каждому из нас еще раз задуматься о цене человеческой жизни… Беларусь сполна расплатилась за свое суверенное настоящее. И пока память об ужасах войны жива, никто не сможет посягнуть на священную связь поколений героев-победителей и их потомков.
В завершении посещения комплекса представители столичного следствия возложили цветы к монументу и почтили память погибших минутой молчания.
Группа по информации и связи с общественностью
УСК по городу Минску