Каждый белорус хочет, чтобы эхо войны оставалось только в кинолентах, а над головой было мирное небо. Вспоминая тех, благодаря кому наш народ может наслаждаться прекрасной майской порой, а не прятаться в окопах, с начальником Советского (г. Минска) районного отдела Следственного комитета Василием Куксиком мы отправляемся на улицу Леонида Беды, названную в честь дважды Героя Советского Союза.
Родился Леонид Игнатьевич 16 августа 1920 года в семье крестьян. В детстве маленького Леню интересовала техника и работа различных механизмов. Эта любознательность и привела парня на математический факультет Уральского учительского института. Одновременно с учебой Беда занимался в авиаклубе, что в то время казалось обычным увлечением, но по итогу стало смыслом его жизни.
После начала Великой Отечественной войны Леонида призвали в армию. В 1942 году он окончил Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков, после чего в этот же год молодой пилот направлен на Сталинградский фронт. Проявил себя парень уже в первые дни своего боевого пути. Стоит заметить, что летчики-штурмовики успевали сделать всего 3-4 вылета и погибали, или же вследствие ранения больше не могли вернуться в небо. Леонид Беда отличался талантом и наблюдательностью, он умел делать выводы и никогда не повторял своих ошибок дважды. Можно сказать, что великий летчик родился под счастливой звездой – даже совершенные оплошности приводили к подвигу.
При совершении операции в сентябре 1942 года у станции Гумрак Беда вместо сброса бомб ошибочно активировал запуск реактивных снарядов. Позже Леонид неожиданного для себя увидел, что бомбы находятся на борту. В то время возвращаться на базу с боеприпасами означало пойти под трибунал. Он принял решение открепиться от колонны летчиков и выполнить задание несмотря ни на что. Заметив в воздухе «черную смерть» (так его прозвали гитлеровцы), фашисты сразу открыли огонь на поражение. От такой массированной атаки борт был существенно поврежден, однако храброму летчику удалось прицельно сбросить авиабомбы в тылы врага и на изрешеченном самолете взять курс домой. В это время четыре немецких истребителя окружили его и стали расстреливать в упор. Тяжело раненным, на «хвосте» с противником Леониду удалось добраться до своих, которые зенитным огнем прикрыли сослуживца. Самолет Беды вышел из боя без шасси и лобового стекла, механики насчитали более 300 пробоин. За свой подвиг он удостоился ордена Красной Звезды.
Следующую награду Леонид Беда получил с боевым товарищем Анатолием Брандысом при освобождении Севастополя. Штурмовики отличались стратегическим умом. Перед подразделениями стояла непростая задача – уничтожить немецкий корабль с различными военными и государственными ценностями, которые гитлеровцы хотели вывезти из Крыма в Германию. Только летчики нашли выход из ситуации. Они придумали маневр – заходить со стороны солнца, чтобы противник их не обнаружил, затем навести тень самолета на цель и пикировать по солнечному лучу. Задача выполнена и корабль никуда не ушел. За это летчики были награждены орденами Красного Знамени.
К апрелю 1944 года гвардии старший лейтенант Леонид Беда совершил 109 боевых вылетов на штурмовку укреплений и войск противника, в связи с чем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». За последующие 105 боевых вылетов Леонид награжден второй медалью «Золотая Звезда».
В военное время в команду «черной смерти» мечтали попасть многие летчики, так как потери эскадрилья несла маленькие, а те, кто служил с Бедой удостоились званий Героев Советского Союза.
При боевых вылетах знаменитой шестерки штурмовиков смолкали зенитки противника, эту загадку смогли объяснить взятые в плен фашистские артиллеристы, они говорили: «Это мистические духи, бессмертная эскадрилья, снаряды их не берут, толку стрелять, только злить понапрасну».
Когда отгремели победные пушечные залпы Леонид Игнатьевич решил и дальше служить Родине – вплоть до последнего дня жизни он был действующим летчиком. В честь легендарного штурмовика в городе Минске названа улица, к большому сожалению, сам Леонид не смог прогуляться по ней, так как погиб в автокатастрофе в 1976 году вместе с Федором Сургановым.
Группа по информации и связи общественностью
УСК по городу Минску