Настройки
Настройки шрифта
PT Sans
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Следственный комитет
Республики Беларусь
Главная Структура УСК по Гомельской области Новости

Гомельские следователи рассказали, почему подростки ведутся на преступления в сфере незаконного оборота наркотиков

19.03.2021
Проект «Ведомостей» продолжает рассказывать о лучших сотрудниках управления Следственного комитета Республики Беларусь по Гомельской области и громких преступлениях, совершённых в регионе.

Горе-«кайф»

Тема очередного выпуска нашего проекта появилась неслучайно, ведь беда под именем «наркотики» может постучаться в любую семью. Сломанные судьбы, подорванное здоровье, потеря близких – лишь малый список того, к чему в итоге приводит тесное знакомство с дурманом. 

– Это утверждение вряд ли можно опровергнуть, – встречая журналиста, констатирует начальник отдела по расследованию преступлений в сфере информационной безопасности и незаконного оборота наркотиков следственного управления УСК по Гомельской области Дмитрий Андриевич. – Резонансные дела, связанные с хранением, сбытом дурмана, не всегда заканчиваются нашим отделом. Бывает так, что мы забираем из районов уголовные дела, где в качестве фигурантов значатся всего лишь два-три человека. Затем в ходе расследования мы устанавливаем ещё ряд лиц, которые также занимаются незаконным оборотом наркотиков. В прошлом году, например, у нас в производстве было уголовное дело, в котором изначально фигурантами значились лишь три человека. Их задержали с весом особо опасного психотропа – альфа-PVP. В ходе расследования цепочка предприимчивых дельцов растянулась до 11 человек. В итоге дело вышло на уровень центрального аппарата Следственного комитета, где было установлено, что со злополучным интернет-магазином по продаже наркотиков были связаны и иные лица, работавшие по всей стране.



Грязные деньги

Говоря о резонансных уголовных делах данной направленности, Дмитрий Андриевич подчёркивает: каждое из них по-своему интересно.

– В прошлом году у нас было уголовное дело по обвинению гражданина Б., который в своё время был криминальным авторитетом Речицы. В 90–х годах за совершение ряда преступлений его осудили на длительный срок лишения свободы. Незадолго до попадания в поле зрения правоохранителей, он освободился из мест заключения. Естественно, такие люди находятся под особым присмотром милиции. Ведь при малейшей возможности рецидивисты и дальше совершают противоправные деяния, которые позволяют им безбедно жить. Так вот, было установлено, что после освобождения гражданин Б. наладил канал поставки психотропных веществ в Речицу, которые затем сбывал наркопотребителям. Но поскольку он придерживался воровских традиций, то грязную работу Б. поручил делать своей сожительнице. Непосредственно она занималась общением с наркоманами и продажей психотропа, а Б., фактически являясь организатором и лидером криминального дуэта, получая весь доход от продаж, по его мнению, грязных денег в руках не держал и отношения к этим сбытам не имел. 

По словам собеседника, вскоре был установлен ряд фактов сбыта психотропа потребителям. После задержания наркозависимых лиц правоохранители пришли в квартиру к гражданину Б. и обнаружили там значительный объём наркотика. 

– Сбор доказательств по этому делу занял у нас достаточно длительное время, поскольку человек, судимый пять раз, знал, как себя вести, как попытаться скрыть следы преступления, – рассказывает Дмитрий Андриевич. –  Но несмотря на все сложности, расследование дела было успешно окончено. В итоге так называемый криминальный авторитет был приговорён судом к 13 годам лишения свободы, а его сожительница получила 9 лет колонии.

Волна спайсов

Все мы помним, что за счёт новой «запрещёнки» – спайса – в 2014 году произошёл значительный рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. К сожалению, тогда отрава сыскала популярность у молодёжи, в частности у учащихся средних специальных учебных заведений, подчёркивает собеседник. 

– В то же время было ужесточено законодательство, введены серьёзные сроки за преступления, связанные с наркотиками. На мой взгляд, за прошедшие 5–6 лет ужесточение, наряду с массовой профилактической работой, всё-таки принесло свои плоды, – выразил уверенность Дмитрий Андриевич.

По его словам, за прошлый год по Гомельской области было зарегистрировано 668 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. По сравнению с 2019–м годом их число уменьшилось более чем на сотню. К слову, такая тенденция наблюдается не только в нашем регионе, но и в разрезе других областей. 

– Среди ключевых причин этого – ужесточение законодательства, создание специализированных подразделений, которые ориентированы на выявление и расследование этого вида  преступлений, воспитание в обществе чувства неприемлемости потребления и продажи наркотиков. Всё это позволило вовремя сбить волну спайсов. К счастью, проблема спайсов уже не так актуальна, – констатирует собеседник. – Сегодня в ходу чистая синтетика, распространение которой происходит преимущественно посредством сети интернет, через тайники. Впрочем, число и таких преступлений также уменьшается. Хотелось бы отметить ещё одну особенность: если раньше правоохранительный блок критиковали за то, что они выявляют лишь наркопотребителей, то сегодня ситуация изменилась: процентное соотношение привлечённых к уголовной ответственности наркосбытчиков в общей массе обвиняемых значительно увеличилось.

В погоне за наживой


– Что подталкивает фигурантов уголовных дел, связанных с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков, на очередной противоправный шаг? – задаю вопрос.

– В абсолютном большинстве корыстные мотивы, – делится опытом Дмитрий Андриевич. – Так или иначе, практически все обвиняемые хотели с наименьшими усилиями получить от жизни побольше. У нас было дело, когда несовершеннолетние парень и девушка из крайне небогатых семей устроились в интернет-магазин по продаже дурмана. Они развозили крупные партии наркотика по различным городам страны, за что пару раз получили неимоверные для них деньги, которые просто прожигали. Не стесняясь, парочка выставляла в социальных сетях свои фотографии в люксовых номерах гостиниц, за употреблением элитного алкоголя и деликатесов. Почувствовав вкус легких денег, молодые люди были готовы разносить, развозить, распространять смертоносное зелье кому угодно и как угодно. Конец наступил для них очень быстро, не прошло и двух недель, как они были задержаны с последующим осуждением к длительному лишению свободы. Печальное начало жизни молодых людей, действовавших с высокой долей «абыякавасцi» к тем последствиям, которые их неминуемо ожидали. Я склонен полагать, что в нашей стране нет ни одного человека, который не знал бы о том, что употребление, а тем более распространение наркотика всегда заканчивается плачевно. 

Лечение и наказание

– И всё-таки наркопотребителям нужно давать шанс. Возможно, таких людей стоит отправлять на лечение. Как вы считаете? – интересуюсь.

– Лечить нужно тех, кто нуждается в лечении, – уверен Дмитрий Андриевич. – У нас есть установленный порядок освидетельствования и проведения экспертизы в отношении лиц, которые попались на наркотиках. У себя в отделе мы практикуем прохождения всеми нашими обвиняемыми подобного вида экспертиз. То есть мы на уровне медиков-профессионалов выясняем, нуждается ли человек в лечении, либо нет. Лечение – это медицинский фактор, но есть ещё и социальный. Другими словами, лечение, даже если человек в нём нуждается, не должно заменять наказания за совершенное преступление, которое необходимо назначать с учётом установленных обстоятельств. Для тех, кто попался на потреблении наркотиков впервые, государственные органы выработали правильное направление: осуждать к наказанию, не связанному с лишением свободы, предоставить им возможность лечиться, посещать специалистов амбулаторно, при необходимости лечь в стационар, оставаясь в рамках социума. Тех же наркозависимых, которые торгуют наркотиками на системной основе, лечить также нужно, но в условиях заключения. 

– В чём сложность раскрытия подобных уголовных дел? – напоследок задаю вопрос. 

– Дело в том, что основной канал распространения наркотиков – это специализированные сайты, форумы, чаты в сети интернет, через которые происходит общение покупателя с продавцом – рассказывает собеседник. – Как правило, заказчик входит на определенный интернет-ресурс, выбирает из прайса нужную ему по весу и виду наркотика позицию, после чего оплачивает ее через электронный перевод, зачастую в криптовалюте. После подтверждения оплаты покупателю в мессенджере просто приходит сообщение с координатами тайника, в котором находится наркотик. Остается лишь пройтись до него и забрать заказ. Использование в качестве оплаты электронных денег усложняет установление личности продавца в силу того, что сервера, обслуживающие данные системы оплаты, находятся за рубежом, что затрудняет оперативное получение необходимой информации. Иногда система оплаты, например через криптовалюту Биткоин, и вовсе децентрализована, что не позволяет стандартными методами идентифицировать владельца кошелька. Всё это усложняет и замедляет расследование подобных уголовных дел.

Расплата за «квест»

Останавливаясь на преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков, следователь по особо важным делам отдела по расследованию преступлений против информационной безопасности и незаконного оборота наркотиков следственного управления УСК по Гомельской области Анна Федотенкова отмечает: некоторые уголовные дела поражают количеством изъятого наркотика.

– В своей практике сталкивалась с обвиняемым, который собрал и высушил больше пяти килограммов дикорастущей конопли, – говорит собеседница. – Мужчина привёз сомнительный «трофей» в Гомель из Чечерского района для того, чтобы самостоятельно употреблять, да ещё и угощать дурманом своих приятелей. Также запомнилось дело о попытке сбыта 100 граммов мефедрона – не менее 300 разовых доз за три тысячи долларов.

– В преступления, связанные с наркотиками, нередко вовлекаются несовершеннолетние, – констатирую факт.

– Разговаривая с подростками, которые попались на наркотиках, я всегда интересуюсь, что побудило их к совершению преступления, – говорит Анна Федотенкова. – Одни ссылаются на жажду лёгких денег, другие признают, что не остановились бы в преступных деяниях, если бы не были задержаны. Помню беседу с подростком, который делал закладки на территории нескольких областей. Для него это был увлекательный квест: спрятать «клад» с наркотиком, описать его. К сожалению, на удочку наркодельцов попадаются дети и из благополучных семей. Яркий тому пример – 17-летний юноша, отзывы о котором были только положительные. Оказалось, что накануне 8 Марта ему нужны были деньги: подросток хотел сделать подарок маме и девушке. И вот он решился на тяжкое преступление, за что был задержан и привлечен к уголовной ответственности. Примечательно, что в этой непростой для него ситуации парень сделал правильные выводы относительно содеянного, что в том числе в конечном итоге обусловило вынесенный ему приговор с минимальным сроком наказания.

Карина Тимофеева, «В»

Источник: «Гомельские Ведомости»