Настройки
Настройки шрифта
PT Sans
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Следственный комитет
Республики Беларусь
Главная Структура УСК по Гомельской области Новости

Слишком опасная близость: шокирующие истории жителей Гомельщины, которые сознательно заражали других ВИЧ

06.06.2025
Меньше 1% – таков вес умышленного заражения ВИЧ в структуре преступности. Но почти за каждым подобным делом – неприглядный детектив, густо замешанный на человеческих трагедиях. Кто и почему годами скрывает свой статус, сознательно подвергая окружающих риску, разбирался журналист «Гомельскай праўды».

От шприцев к интиму

На территории Беларуси первый случай ВИЧ-инфицирования гражданина нашей страны был зарегистрирован в 1987 году. С тех пор проблема распространения этого заболевания все еще остается актуальной. Особенно в нашей области.

За прошлый год в республике выявлено 1228 новых случаев ВИЧ, из них 331 – на Гомельщине. Показатели по заболеваемости на 100 тысяч населения еще более красноречивые: в целом по стране – 13,4 случая, в нашей области – 24,7, а, например, в Брестском и Гродненском регио­нах – 9,0 и 9,4 соответственно. Разница очевидна.

Из хороших новостей – в последнее время фиксируется устойчивая тенденция к снижению количества новых случаев ВИЧ-инфекции. В Беларуси в 2024 году по сравнению с 2023-м заболеваемость упала на 15,7%, в Гомельской области – на 9,5%. За январь – апрель нынешнего года в нашем регионе зарегистрировано 98 новых случаев, что и вовсе на 25% меньше, чем за аналогичный период про­шлого.

Если раньше, 25–30 лет назад, вирус часто передавался в среде наркоманов, через инфицированные иглы, то теперь уже давно превалирует половой путь заражения. И мнение, что в группе риска в основном находятся гомосексуалы, глубоко ошибочно. За первые четыре месяца года удельный вес гетеросексуального пути передачи (при половых контактах между мужчиной и женщиной) составил 94%, инъекционного – 3,1%, а при незащищенном сексе между однополыми партнерами – 2%. Это статистика областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Сельский треугольник

Понятно, что чаще всего люди, ведущие беспорядочную половую жизнь, не знают о своем положительном статусе, поскольку вообще им не интересуются до появления жестких симптомов. Однако бывают и исключения, когда человек в курсе, что у него ВИЧ, но это не останавливает его от секса без всяких средств защиты. Тогда может наступить ответственность по статье 157 Уголовного кодекса Беларуси, а по ней максимально – до десяти лет лишения свободы.

Что собой представляют фигуранты таких дел, интересуюсь у начальника отдела анализа практики и методического обеспечения предварительного расследования УСК по Гомельской области Сергея Кузьмичева.

– Женщины, как правило, асоциального типа. Мужчины примерно такие же, – дает характеристику сотрудник УСК. – Выпивающие, неработающие, без высшего образования. И преимущественно это сельские жители.

Вот один из показательных случаев. 36-летняя уроженка Светлогорска, назовем ее Оксаной (здесь и дальше по тексту все имена «героев» изменены), приехала в Житковичский район. Там познакомилась с 61-летним безработным Павлом. Стали «дружить организмами».

В гости к мужчине часто наведывался его 83-летний дядя – вдовец Валерий Петрович, с целью сообразить на троих. И вот в один из дней после бутылки водки Павел сказал, что притомился, и пошел спать, а ушлый дядя пригласил Оксану прогуляться к нему, посмотреть, как он живет. Дама без лишних вопросов согласилась.

В доме сильно возрастного кавалера, у которого из образования – 8 классов школы, они выпили еще, и Валерий предложил сожительнице своего племянника заняться сексом. Та оказалась не против.

После связи вернулась к Павлу и продолжила быть с ним в интимных отношениях. Разумеется, не забывая время от времени и о контактах с Валерием Петровичем, пока в какой-то момент у деда не прихватило здоровье. В больнице у него взяли анализы и обнаружили ВИЧ. Врачи сообщили в милицию, началась проверка.

Дядя Валера не хотел, чтобы племянник узнал о том, что его заразила именно Оксана, а значит, у них была физическая близость, поэтому указал на другую женщину. Но правоохранители, конечно, во всем разобрались. Оксану задержали.

– Дама осознавала свой ВИЧ-положительный статус, но относилась к нему безразлично. О болезни своим половым партнерам не сообщала, никак не предохранялась. Хотя не отрицала, что врачи объяснили ей необходимость мер пре­досторожности, – говорит Сергей Кузьмичев. – Дядя писать заявление на свою молодую пассию не стал, племянник тоже. И это довольно типично: большинство потерпевших по 157-й статье не хотят привлекать виновных к ответственности.

О наличии у нее вируса Оксана узнала аж в 2002 году в Светлогорской ЦРБ. По ее словам, не говорила сожителям о диаг­нозе, потому что было стыдно и потому что надеялась, что всё обойдется. Отсутствие средств защиты при половых актах объясняла просто: Павел на этом не настаивал. Несмотря на то что информацию о ВИЧ-статусе любовницы основному кавалеру довели лишь сотрудники милиции, он простил женщину за обман и… продолжил вступать с ней в интимные отношения.

Оксана же свою вину полностью признала, чистосердечно раскаялась. Учитывая все обстоятельства, суд приговорил ее к трем годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Особенно интересны мотивы Анны. Ее показания из материалов уголовного дела: «Вступая в половую связь с мужчинами, я понимала, что они могли заразиться от меня ВИЧ-инфекцией, но меня это не останавливало, я делала это специально, так как хотела отомстить всем мужчинам в связи с тем, что я их ненавижу»

Хотела отомстить всем мужчинам

Вместе с тем остаться на свободе, пусть и с обвинительным приговором, получается далеко не всегда. Не надо питать иллюзий.

Эта история началась в 2010 году. Аня – на тот момент 17-летняя жительница нашей области – окончила школу и познакомилась с россиянином. Дмитрий предложил уехать к нему на родину, девушка согласилась.

После полугода половой жизни парочка рассталась, Аня вернулась в Беларусь. Здесь же узнала, что инфицирована. Скорее всего, именно факт заражения от любимого мужчины сильно повлиял на мировоззрение Анны, и она пустилась во все тяжкие. Стала вести себя асоциально, без разбора вступала в интимные связи, воровала. Первые уголовные дела посыпались за кражи и подделку документов. В 2019-м суд приговорил ее к полутора годам лишения свободы. Среди обвинений было и поставление другого человека в опасность заражения ВИЧ.

После освобождения Анна продолжила в том же духе. Снова кражи и беспорядочная половая жизнь. До момента задержания в 2021 году она успела «наградить» вирусом иммунодефицита человека трех потерпевших, еще девять подвергнуть угрозе заражения. И это то количество, которое удалось установить следствию.

Особенно интересны мотивы Анны. Ее показания из материа­лов уголовного дела: «Вступая в половую связь с мужчинами, я понимала, что они могли зара­зиться от меня ВИЧ-инфекцией, но меня это не останавливало, я делала это специально, так как хотела отомстить всем мужчинам в связи с тем, что я их ненавижу».

– Можно бы подумать, что обвиняемая была проституткой, но нет. По свидетельствам ее партнеров, знакомства происходили абсолютно обычно, затем они переходили к половым контактам, а после нескольких раз – расставались, – добавляет Сергей Кузьмичев. – Потерпевшие не знали, что их любовница заражена ВИЧ. Некоторые сделали для себя это неприятное открытие только спустя 6–7 лет.

По совокупности преступлений, в том числе с учетом их рецидивного характера, суд назначил Анне восемь лет лишения свободы. Сейчас она продолжает отбывать наказание в колонии.

Лишь бы не платить алименты

Иногда секс с ВИЧ-инфицированным впоследствии используется для сведения личных счетов.

В 2012 году в Жлобине встречались два 19-летних местных жителя. Девушка не говорила партнеру о том, что заражена вирусом иммунодефицита человека.

Спустя некоторое время Светлана забеременела, но в планы Александра становиться отцом не входило. На новость он отреа­гировал очень жестко: заявил, что ребенок ему не нужен, иди, мол, делай с ним, что хочешь, а лучше – избавься.

Парочка, естественно, разбежалась. Однако Света на аборт не пошла и родила. А через 12 лет решила подать на алименты. Александр к тому времени уже был женат на другой и отреагировал на действия своей бывшей снова бурно: написал заявление о привлечении Светланы к уголовной ответственности за то, что много лет назад она поставила его в угрозу заражения ВИЧ. По принципу: раз ты захотела алименты – получай «уголовку». Вирус иммунодефицита, к слову, он тогда не подхватил.

– Закончилось тем, что производство по делу было прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности по части 1 статьи 157 УК Беларуси, а алименты мужчина, разумеется, платить обязан, поскольку это его ребенок, – резюмирует начальник отдела анализа практики и методического обеспечения предварительного расследования УСК по Гомельской области Сергей Кузьмичев.


Из статьи 157 Уголовного кодекса Беларуси

Если ВИЧ-инфицированный заведомо поставил другого в опасность заражения, но тот не заразился, грозит до двух лет лишения свободы; если ВИЧ-инфицированный знал о наличии у него этого заболевания и заразил другого по легкомыслию или с косвенным умыслом, то до пяти лет; если заразил двух и более человек, или заведомо несовершеннолетнего, или с прямым умыслом, то до десяти лет. А вот если ВИЧ-позитивный предупредил партнера о своем диагнозе, но тот добровольно пренебрег мерами защиты и заболел, привлечь любовника к ответственности не получится.



Это как поездка без тормозов

Из приведенных примеров может показаться, что источником заражения ВИЧ становятся именно женщины. На самом деле, мужчины ничуть не отстают. Более того, их действия нередко связаны с насилием. Всего один из примеров – в 2023 году ВИЧ-инфицированный житель Гомельской области надругался над 15-летней девочкой. Приговор суда – 11 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Слабым, очень слабым утешением служит тот факт, что ребенок не заразился.

В целом же, что касается риска инфицирования ВИЧ при интимной близости, у женщин он в среднем в три раза выше, чем у мужчин. Объясняется это как тем, что количество семенной жидкости и концентрация в ней вируса в 2–4 раза больше, чем количество выделяющегося влагалищного секрета, так и чисто анатомическими различиями полов. В частности, площадь слизистой, через которую инфекция проникает внутрь, у женщин существенно больше. Да и элементарные гигиенические процедуры после сомнительного полового контакта мужчинам провести гораздо легче.

По-прежнему бытует мнение о якобы большей безопасности анального секса. Это очередное опасное заблуждение. Зара­зиться ВИЧ в этом случае проще простого.

Оральные утехи тоже могут подкинуть проблем. Считается, что возможности инфицирования здесь ниже, чем при обычном половом контакте, однако многое зависит от стадии заболевания партнера. Если она начальная, то и вероятность заражения низка. А если наступила уже стадия СПИДа – шансы подхватить инфекцию резко возрастают. Причем снова значительно больше рискуют женщины. Причина та же: концентрация ВИЧ в семенной жидкости и сперме существенно выше, чем в вагинальных выделениях.

Совершенно очевидно, что лучшие способы обезопасить себя от заражения вирусом иммунодефицита человека, а равно от всех инфекций, передающихся половым путем, это верность обоих партнеров друг другу или воздержание. Иные варианты – это как поездка без тормозов. Но, к сожалению, в реальности даже семейные люди не всегда отличаются преданностью идеалам брака, не отказывая себе в походах «налево».

При этом почему-то уверены, что после полового акта с сомнительным партнером можно просто сполоснуться мирамистином и ни о чем не беспокоиться. Это далеко не так.

– Использование антисептика в какой-то степени поможет, но ничего не гарантирует. Кроме того, важно не упустить время. Обработка более-менее эффективна в первые два часа после незащищенного контакта, тогда риск инфицирования действительно снизится. А если человек озаботился своей безопасностью спустя ночь или вообще через два дня, то эти меры бесполезны, – предупреждает врач-уролог Гомельской городской клинической больницы скорой медицинской помощи, главный внештатный городской специалист по урологии Игорь Радьков. – Но это не значит, что нужно самому себе в уретру залить мирамистин или еще что-нибудь. Экстренная профилактика после сомнительного полового акта проводится в кожно-венерологическом диспансере. Следует принять душ и быстро обратиться к врачу.

Специалист напоминает, что при незащищенном сексе можно заразиться любой инфекцией, передающейся половым путем. И если при сифилисе, трихомониазе, хламидиозе появятся хотя бы некоторые из таких симптомов, как покраснения на половых органах, язвочки, выделения, зуд, жжение, рези при мочеиспускании, то ВИЧ протекает бессимптомно, а тест покажет наличие антител не раньше, чем через полгода.

– Обнаружение вируса иммунодефицита человека – иног­да даже случайная находка. В стационаре у всех пациентов, поступающих для проведения операции или переливания крови, берется анализ на ВИЧ. При положительном результате некоторые сильно удивляются и долго вспоминают, когда могли заразиться, – говорит Игорь Радьков. – Хотя в целом, на мой взгляд, народ стал более осторожен в плане сомнительных половых контактов. Люди уже внимательнее относятся к своему здоровью, осознаннее подходят к выбору партнера. Да и презервативы сейчас широко доступны, ими нужно пользоваться.

В заложниках оказался младенец

Особенно трагично, когда передача ВИЧ происходит от инфицированной матери ребенку. Благодаря усилиям государства и медиков в Беларуси такие риски сведены к 1–2%. Конечно, при условии, что женщина соблюдает все рекомендации.

Но и это бывает не всегда. В 2022 году жлобинчанка Ольга, зная о диагнозе, вела половую жизнь без всяких мер предосторожности, в том числе и по пьяни. О своем ВИЧ-положительном статусе молчала и в итоге заразила мужчину. А в 2023-м забеременела – отец ребенка официально неизвестен.

Казалось бы, будущая мама станет на учет в женской консультации, однако нет. Весь срок Ольга скрывала «положение» как от окружающих, так и от врачей, из-за чего лишилась возможности родить здорового малыша. То есть решила и за себя, и за него.

– Женщина не применяла анти­ретровирусную терапию для подавления вируса до уровня, когда он не может передаваться. При поступлении в роддом не сообщила мед­персоналу о наличии у нее заболевания, – рассказывает Сергей Кузьмичев. – В итоге на свет появилась девочка, у которой диаг­ностировали ВИЧ.

Суд Жлобинского района приговорил обвиняемую к пяти годам лишения свободы. И злая ирония в том, что до этого нерадивая мать приговорила собственного ребенка к пожизненному диагнозу. А ведь могла спокойно получать антиретровирусную терапию, благополучно родить, сразу же вместо грудного вскармливания приступить к искусственному. И медики провели бы для малышки всю необходимую профилактику.

Страх, стыд, непонимание последствий? Вряд ли такому поступку есть вменяемые оправдания. ВИЧ-инфицированных уже давно не называют жертвами смертельной болезни, запугивая страшным концом. Люди, проходящие лечение, полноценно живут до глубокой старости. Их продолжительность жизни фактически не отличается от той, что у неинфицированных.

У граждан Беларуси вообще нет причин отказываться от лечения ВИЧ. Высокоактивная антиретровирусная терапия не только эффективна, но и полностью бесплатна для пациентов – все расходы берет на себя государство. Так что, если уж заражение произошло, то постарайтесь качественно прожить жизнь. И без вреда для окружающих.


Источник: gp.by