Настройки
Настройки шрифта
PT Sans
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Следственный комитет
Республики Беларусь
Главная Структура УСК по Гродненской области Новости

О буднях коллектива Щучинского РОСК рассказал его начальник полковник юстиции Александр Кизилевич

12.09.2025
В этом году коллектив Щучинского районного отдела Следственного комитета, как и все белорусские следователи, в 14-й раз отмечает свой профессиональный праздник. Одиннадцать лет этим слаженным дружным подразделением руководит полковник юстиции Александр Кизилевич.
 
– Александр Янович, коллектив Щучинского РОСК не единожды становился лучшим в республике. А как сегодня работают следователи?
 
– Коллектив Щучинского РОСК – это 16 следователей от лейтенанта до подполковника юстиции, такой сплав опыта и молодости, который занимает лидирующие позиции в белорусском следственном ведомстве. В 2016 и 2020 годах подразделение было признано лучшим в республике. В отделе каждый может расследовать любое дело: от невыплаты алиментов до убийства, но есть профессионалы, которые занимаются преступлениями в области налогов и коррупционной деятельности, преступлениями, связанными с информационными технологиями. Наш коллектив – это своеобразная кузница кадров: мой бывший заместитель Сергей Бартель уже возглавляет Слонимский РОСК, а следователь Дмитрий Кондратович работает заместителем начальника Мостовского РОСК. Два наших следователя были удостоены особой чести – принимали участие в параде в Минске на 9 Мая. У нас множество спортивных наград.
 
– Какие преступления наиболее часто совершаются на территории района?
 
– Безусловно, это преступления, связанные с электронными технологиями. Это бич нашего времени. Но хочу сказать, что теперь такие дела уже раскрываются, особенно если совершены они на территории Российской Федерации или Украины.  В деле зачастую фигурируют по 20-30 подозреваемых, это долгий путь, но результаты уже есть. К сожалению, нам по-прежнему очень сложно достучаться до людей. Мы выступаем в коллективах и в прессе, но наши граждане, несмотря ни на что, перечисляют свои сбережения на карточки злоумышленников. Даже банковские работники стараются предостеречь людей от необдуманных поступков, предупредить правоохранителей, если видят подозрительное в этом плане поведение граждан. И совершаются такие преступления чуть ли не через день. Но теперь, согласно Указу № 296 Президента Республики Беларусь, нам стало работать проще. Когда совершается преступление, в течение 10-12 часов при сотрудничестве с органами внутренних дел мы можем заблокировать счета: и те, с которых деньги ушли, и те, куда поступили. Самое сложное, что следователю в течение 10 суток нужно разобраться в ситуации, потому что карту надолго блокировать нельзя, ведь люди не могут воспользоваться своим деньгами.
 
Вообще, если говорить в целом о преступлениях, их стало значительно меньше как на территории Беларуси, так и в нашем районе. Уменьшилось количество краж – в этом плане очень грамотно работает милиция. Кроме этого, по городу установлены видеокамеры, что позволяет также держать обстановку под контролем. К сожалению, в этом году произошло два громких убийства, материалы дел по обоим уже переданы в следственное управление. 
 
– Александр Янович, какое из расследуемых за время вашей работы дел запомнилось больше всего?
 
– В органах внутренних дел я с 1997 года. Начинал в Ленинском районе г. Гродно. Когда создавался Следственный комитет, работал следователем по особо важным делам. Людям моей профессии постоянно приходится иметь дело с негативом как со стороны обвиняемых, так и со стороны потерпевших. Любое преступление – это работа с людьми. Кто-то раскаивается и признаёт свою виду, кто-то ничуть не сожалеет и не идёт на контакт со следствием. Иногда доказательства приходится собирать по крупинкам. Во время моей работы в Гродно расследовали уголовное дело, фигурантом которого был мужчина, совершавший противоправные действия в отношении девушек.  Личность его установили спустя год.  Тогда очень сложно было доказать его вину, ещё не была на таком уровне развита генетическая экспертиза, не было видеокамер. Но доказали. Он получил тогда 13 лет лишения свободы, из которых пять – тюремного режима. Доказать вину преступника помогла шапка.
 
– Верно ли, что от проведённого предварительного следствия во многом зависит судьба человека?
 
– Мы только собираем доказательства совершённых преступлений. И к каждой ситуации стараемся подойти не только с точки зрения закона, но и с точки зрения человечности. Конечно, речь здесь не идёт о тяжких и особо тяжких преступлениях. Есть люди, которые оступились, которые, не подумав, совершили какое-то преступление. Подобрали кошелёк на улице, подняли телефон, даже не подумав в этих ситуациях, что украли чужую вещь. И следователь может, а он наделён такими полномочиями, с согласия прокурора принять решение о прекращении предварительного расследования в отношении таких людей и привлечении их к административной ответственности. В таких ситуациях только следователь решает, может ли быть применён к такому гражданину такой порядок расследования или же все-таки человека необходимо направить в суд, чтобы он осознал свои поступки.
 
Самое тяжелое в нашей работе – выезд на убийство. В последнем случае, который произошёл в Щучине, осмотр места преступления длился около 11 часов. Важно не упустить ни одной детали. А вот самое страшное в нашей работе – признать преступником невиновного человека. В моей практике был случай, когда всё к этому шло. Я тогда был молодым следователем. Был совершён грабёж мобильного телефона. Сотрудники милиции вышли на подозреваемого, свидетели сказали, что он живёт в подъезде налево от арки и его зовут Ваня. Потерпевшая его опознала. Но предполагаемый преступник не соглашался с предъявленным обвинением, настолько искренне отрицал свою вину, что мы поехали разбираться на место. Оказалось, что настоящий вор живёт в подъезде от арки направо, его тоже зовут Ваня, и они визуально очень похожи…
 
– Насколько сегодня высока загруженность у следователей?
 
– В год мы направляем в суд до 200 уголовных дел. Есть уголовные дела, которые приостанавливаются. В этом году в производстве находилось более 260 уголовных дел, в настоящее время – по 5-6 на каждого следователя. Есть дела нераскрытые, по ним работать значительно сложнее, необходимо проводить множество различных действий. Например, по делам, связанным с информационными технологиями. Если появляются новые методы расследования, новые технологии, мы возвращаемся к ним, проводим дополнительные расследования. А если дело раскрыто и лицо, совершившее преступление, установлено, нам необходимо только собрать доказательную базу.
 
– Работа никогда не отпускает?
 
– Выходные у нас, конечно есть, без этого никак. Но постоянно думаешь о том, что у тебя в сейфе лежит работа, которую нужно выполнять и нельзя остановиться. И всё-таки теперь работать проще. В 2000-х годах в производстве у следователей Ленинского района Гродно было по 17-18 дел. Я там прошёл отличную школу следователей. Кстати, мой сын Никита тоже пошёл по моим стопам, хотя знал все сложности моей профессии.  Он окончил колледж бизнеса и права. Работает следователем в Лидском районном отделе Следственного комитета и получает высшее образование.  
 
Главный принцип работы всех следователей и мой в том числе – законность, справедливость и гуманность. Закон всегда един. В каждом из случаев мы должны тщательно собрать доказательную базу, правильно провести процессуальные действия в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом, который является инструкцией в работе следователя. Законодательство очень гибкое, и оно периодически меняется, но и преступность гибкая. Сейчас она уверенно уходит в цифру. Поэтому должен меняться и Уголовно-процессуальный кодекс. Работа следователя очень кропотливая. Здесь важно быть очень внимательным, ни в коем случае нельзя допустить ошибки в цифре или в слове -- это может иметь последствия для обвинения в суде. В нашей практике было дело, связанное с наркотиками, в отношении организованной группы лиц. Там одно только обвинение занимало 25 листов, не говоря уже обо всех томах делах. Поэтому всё тщательно проверяется.
 
– Александр Янович, что пожелаете своим коллегам накануне профессионального праздника?
 
– Мира в нашей стране и здоровья. Хочется, чтобы нам на смену приходила целенаправленная молодёжь, с большим желанием работать. В конце сентября я уже мог уходить на заслуженный отдых по выслуге лет. Но решил остаться и по распоряжению Президента могу работать ещё пять лет. Работу свою очень люблю, несмотря на то, что следователем быть очень непросто. И все свои знания, как и мои опытные коллеги, мы передаём молодёжи. Кстати, в последнее время к нам приходят в основном девушки. Закон и порядок в нашей стране во все времена должны быть в надёжных руках. А для этого нужно готовить себе на смену надёжные молодые кадры.