В следствии 16 лет
– В деле нужно хорошо ориентироваться, – подчеркивает старший следователь. – Интересно вести расследование, когда нужно полностью погрузиться в какую-либо сферу. Если у краж иногда алгоритмы схожи, то специфика каждого отдельного дела по преступлениям экономической либо коррупционной направленности уникальна. Кропотливо изучаю материалы каждого дела, разбираюсь. Необходимо вникнуть в суть.
На протяжении 16 лет Александр Валевко расследует уголовные дела, которые совершаются на территории района. От краж до ДТП и убийств. Досконально изучил географию Миорщины и на местности хорошо ориентируется.
Количество дел в производстве не считает показателем нагрузки в работе.
– Можно расследовать пять или даже десять дел, одноэпизодных. А можно несколько месяцев работать с двумя – тремя, но очень запутанными, – объясняет собеседник. – Чаще всего, учитывая опыт, мне доверяют более сложные дела.
Кандидат на службу
Решение стать следователем Александр принял в выпускном классе в конце третьей четверти. Увлеченный физикой и математикой юноша был серьезно настроен связать будущую профессию с этими дисциплинами. Планы изменила встреча с начальником РОВД Иваном Фурсом.
– По какому-то вопросу я зашел в кабинет директора школы. Как раз в тот момент там Иван Мечиславович находился. В шутку заметили: вот, мол, кандидат на службу, – вспоминает собеседник. – Поначалу не придал этому значения, а чуть позже задумался. Никто из родных и близких в правоохранительных органах не служил, но мой выбор поддержали. А с Иваном Мечиславовичем после вместе в следствии работали.
Окончив СШ № 2, Александр поступил на следственно-экспертный факультет Академии МВД. Через пять лет вернулся в родной город молодым специалистом, имея четкое представление о том, чем будет заниматься. Признается, порой возникали сомнения о правильности выбранного пути.
– Наверное, каждый человек иногда задумывается, то ли дело выбрал. Это нормально, – говорит Александр Леонидович. – Работа у следователя сложная, к ней нужно привыкнуть. Важно уметь ставить перед собой конкретные цели.
Возможно ли без эмоций
Вместе с умением планировать свой день следователю нужно быть готовым корректировать планы. Особенно во время дежурства в составе следственно-оперативной группы, когда один звонок – и в путь на место происшествия.
– В свои дежурства не вызываю фигурантов дела, ведь не знаешь, получится ли провести допрос. На такие дни планирую работу с документами. За компьютером тоже немало времени приходится провести. Следователи очень много печатают. Еще курсантом освоил навык слепого набора текста, в нашей работе это нужно, – рассказывает собеседник.
По роду службы Александру приходится видеть неприятные, а порой трагичные ситуации. В академии настраивали относится к ним как к объекту исследования, не включаясь эмоционально. Со слов следователя, этому можно и нужно научиться. Но не останешься равнодушным, если что-то случается с детьми.
Чему удивляется следователь
Казалось бы, опытного следователя сложно удивить. И все же есть вещи, которые до сих пор вызывают искреннее недоумение.
– В их числе беспечность людей по отношению как к своей, так и к чужой безопасности, к сохранности личного имущества. Кто-то всегда оставляет открытым автомобиль во дворе, кто-то не пристегивает велосипед на улице, кто-то позволяет себе лишнее на дороге, будучи уверенным в своих водительских навыках, – говорит Александр Леонидович. – Еще не перестаю удивляться тому, как происшествия обрастают домыслами. Порой кто-то рассказывает о преступлении, которое я расследую, и в чужом изложении это уже совсем другая история.
Сам же следователь вне рабочего времени о делах служебных предпочитает не говорить. Руководствуется правилом: работа – на работе, дома – дела семейные. Отдыхать предпочитает на природе. Например, на берегу водоема с удочкой. Отличный вариант для психологической разгрузки.