«Чтобы установить истину, важны все детали, каждый документ». Следователь рассказала о службе

10.01.2025
«Представить не могла, что буду расследовать преступления в сфере экономики». О своем становлении в профессии корреспонденту агентства «Минск-Новости» в проекте «Мой выбор — следствие» рассказала следователь по особо важным делам следственного управления УСК по г. Минску Кристина Маханькова.

Поступая в 2010 году на юридический факультет БГУ, К. Маханькова точно знала, что ее будущая профессия будет связана с правоохранительной деятельностью. Тогда еще не было Следственного комитета как отдельного ведомства — решение о его создании было принято Главой государства годом позже.

— Во время учебы в университете мне довелось проходить практику в Партизанском (г. Минска) районном отделе Следственного комитета, — вспоминает собеседница. — Меня восхищали следователи своим стойким и твердым характером, умением общаться с людьми и устанавливать истину в самых запутанных делах.

Сегодня К. Маханькова — майор юстиции, служит в должности следователя по особо важным делам в отделе по расследованию преступлений в сфере экономики следственного управления УСК по г. Минску. За более чем девять лет она расследовала десятки уголовных дел разных категорий, обеспечила возмещение ущерба в бюджет государства на миллионы рублей.

— Часто вспоминаю, как сдавала экзамен по уголовному праву. Одним из вопросов билета, который мне попался, была ст. 243 УК Республики Беларусь («Уклонение от уплаты налогов, сборов»), — продолжает офицер. — Экзамен сдала успешно, но отвечала заученные признаки состава этого преступления и думала: хорошо, что с этой статьей я вряд ли когда-либо в будущем столкнусь.

Сейчас это кажется забавным совпадением, но тогда я и представить себе не могла, что спустя год службы окажусь в отделе по расследованию преступлений в сфере экономики и буду получать новые знания, в том числе в бухгалтерской и налоговой сфере.

По словам К. Маханьковой, расследование данной категории дел и изменения в законодательстве способствуют постоянному развитию. Ее работа требует внимательности и усидчивости, изучения большого объема информации, документов финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерского и налогового учетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

— С каждым годом отмечаю, насколько проще мне стало проводить допросы должностных лиц и работников субъектов хозяйствования: будучи юристом, знаешь специфику ведения бухгалтерского учета, заполнения и подачи налоговых деклараций, влияние противоправных действий на те или иные показатели в бухучете и в конечном итоге сумму уплачиваемых налогов, — говорит следователь. — С улыбкой вспоминаю первые допросы, свои памятки по терминологии и переживания, что могу выглядеть нелепо, употребив не то слово. А сейчас порой даже спрашивают, есть ли у меня экономическое образование или, возможно, довелось учиться на факультете журналистики. Нет, все свои знания и навыки я приобрела именно за годы службы в Следственном комитете. Умение анализировать информацию, сопоставлять факты, общаться с людьми, понимать некоторые психологические аспекты — все это результат работы следователем.

В практике К. Маханьковой были случаи, когда подозреваемые отказывались от дачи показаний, не соглашались с выдвинутыми подозрениями. В такие моменты следователю приходилось разбирать каждую деталь, каждый документ, чтобы восстановить истинную картину произошедшего.

— Выделить какое-то особенное дело непросто, — признается собеседница. — За месяцы расследования ты погружаешься в них, каждый лист уголовного дела имеет значение. Перед тобой стоит непростая задача устранить все противоречия, чтобы передать прокурору и судье логичную и последовательную информацию.

В производстве К. Маханьковой находилось уголовное дело, состоявшее из более двух десятков томов. Обвиняемый не давал показания, писал многочисленные жалобы на действия следователя, отрицал свою вину, а с материалами дела знакомился на протяжении месяца, каждый день читая лишь незначительное число страниц. Офицер заметила: фигурант после весьма удивился, какое количество доказательств его вины собрано в ходе расследования.

— Это было дело по той самой ст. 243 УК Республики Беларусь: гражданин обвинялся в уклонении от уплаты налогов путем сокрытия выручки двумя обществами, занимавшимися реализацией товаров через интернет-магазины физическим лицам. Он вообще не признавал свое отношение к этим организациям, юридически не являлся ни учредителем, ни должностным лицом, — вспоминает К. Маханькова. — Фигурант разработал схему конспирации и даже выдумал другое имя. Но в действиях обвиняемого имелись мелкие неосторожности, которые и позволили в совокупности доказать его вину.